Золотой ключик под названием «Стрижамент»
Тамара КоркинаНа Ставрополье возрождается один из его известнейших брендов — настойка «Стрижамент». В свое время для многих она была настоящим золотым ключиком, открывающим многие двери, в том числе и в Кремле. Бутылочка «Стрижамента», отличающегося, как тогда писали, «пряным вкусом, ароматом и мягкой жгучестью», была лучшим подарком в любом уголке страны.
Вот как вспоминает о той поре Виктор Алексеевич КАЗНАЧЕЕВ, тогдашний второй секретарь крайкома партии, а ныне заслуженный гражданин Ставропольского края, президент Пятигорского государственного технологического университета, директор института региональных проблем Российской государственности на Северном Кавказе.
Подарок к 200-летию Ставрополя
— В 1977 году город и край активно готовились к празднованию 200-летия Ставрополя. Проводились совещания по отраслям, все готовили «подарки» к этой дате. Когда собрались пищевики, то одним из вопросов был такой: а почему бы нам не подумать о своем ставропольском напитке, который можно было бы предложить и ставропольцам, и гостям?
Я часто бывал на горе Стрижамент и всегда удивлялся буйному луговому разнотравью. В этом заповеднике росли практически все целебные травы нашей климатической зоны. А почему бы их не использовать в приготовлении нашего эксклюзивного напитка?
Дело было поручено директору Ставропольского ликеро-водочного завода Тамаре Логвиновне Карловой.
О ликеро-водочном заводе и его директоре
Тамара Логвиновна Карлова возглавляла завод с 1964 года, и каких только званий, наград, дипломов не имело это предприятие! Постоянный победитель во всех соревнованиях и конкурсах, оно было награждено дипломами и Красными знаменами города, края, Росглаввино РСФСР, Министерства пищевой промышленности СССР, ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и так далее.
Сама Тамара Логвиновна, активный, авторитетнейший человек в городе, много сделала для развития Ставрополя. Завод построил трансформаторную подстанцию, к которой подключились жилые массивы, предприятия, школы, активно участвовал в реконструкции и благоустройстве Комсомольской горки, финансировал строительство и оборудование детской краевой больницы, принимал долевое участие в строительстве поликлиники № 7 и так далее, перечислять можно бесконечно. При Карловой завод стал бюджетообразующим предприятием город и выпускал 40 процентов всех производимых в крае напитков. Она была настоящим общественным деятелем, принимающим участие в решении многих важных вопросов.
Рождение популярного бренда
— Но вернемся к настойке, — продолжает Виктор Алексеевич. — Специалисты завода вместе с Тамарой Логвиновной побывали в заповеднике, затем начались многочисленные опыты по получению оригинального рецепта.
А через какое-то время Карлова приходит ко мне в кабинет: «Давайте пробовать…». Хотя предложение было не только неожиданным, но и достаточно смелым — пить прямо в кабинете второго секретаря крайкома партии? — я пригласил коллег, мы зашли в комнату отдыха, стали дегустировать. Мнение было единодушным — получился отличный напиток!
Тамара Логвиновна как автор основной композиции ингредиентов горькой настойки рассказала нам, что напиток приготовлен на основе девяти трав, обладающих легкими терапевтическими свойствами. Среди них – мята, мелисса, донник, дягиль, полынь горькая и так далее. Впоследствии разработка была защищена авторскими свидетельствами, патентами, и наш завод получил исключительное право на его производство.
А дальше все развивалось так. Нам надо было пройти в Министерстве пищевой промышленности СССР дегустационный совет. Приехали, первый зам. министра Михаил Иванович Поляков пригласил в дегустационный зал. Попробовали, настойка получила одобрение. «Ну какое название хотите дать?» Тамара Логвиновна вносит предложение — «Стрижамент» — «Ладно, готовьте решение совета, я подпишу». Разработали этикетку, так и пошла наша настойка в жизнь.
Лучший презент вице-президенту США
— Ну, несколько интересных эпизодов расскажу, — продолжает Виктор Алексеевич. — Первый секретарь крайкома партии Михаил Горбачев как-то был у Суслова, тот спрашивает: «Где вы проводите партийные мероприятия? Тут вот тольяттинцы отказались от хорошего проекта Дворца культуры, посмотрите, может, вам подойдет». Вернулись в Ставрополь, прикинули проект на наши возможности, Горбачев посылает меня в Госплан, к Байбакову: «Лети, добивайся решения включить строительство в план».
Человек, от которого многое зависело, показывает мне пачку заявлений — «Вот, видишь, сколько, в первую очередь Северам будем строить». Посидели, помощник его говорит: «А давайте выпьем ставропольской настойки, такой интересный напиток они привезли». Открыли уникальный «Стрижамент». Хозяин кабинета пригубил: «Надо же, я первый раз такое пробую». Не буду говорить, что это было нормой в решении вопросов, но вот с нами так случилось. В общем, после нашего «Стрижамента» все подобрели, нас повели по отделам, вопрос решился положительно. Так и было подписано решение по строительству Ставропольского Дворца культуры и спорта.
И еще. Как-то министр Андрей Андреевич Громыко принимал вице-президента США, на столе был и «Стрижамент». Гость попробовал и взволновался: «Какой прекрасный напиток, а можно мне попросить несколько бутылок в качестве презента?». Мне в крайком звонит первый зам. министра Леонид Ильичев: «Обращаюсь с нескромной просьбой, но надо бы угостить вице-президента…». Отправили два ящика. А потом министерство постоянно закупало наш «Стрижамент», весь дипломатический корпус им пользовался. И на съездах партии — XXV, XXVI, XXVII — он обязательно был. И когда я приезжал в Москву без «Стрижамента» — случалось и такое, то обязательно слышал упрек: ну что же ты, не мог, что ли…
В общем, вопросы с «Стрижаментом» решались как-то легче, он пользовался огромным
спросом.
Смутные времена и ломка человеческих судеб
— А потом начались смутные времена. В 1986 году, накануне открытия XXVII съезда КПСС, который проводил новый секретарь Михаил Горбачев, Тамару Логвиновну Карлову и почти всех работников завода привлекли к уголовной ответственности якобы за хищение государственной собственности в особо крупных размерах. Следствие велось более пяти лет. В итоге вывод — все ценности на заводе в сохранности, недостач, потерь нет, дело было прекращено. Как потом подтвердил сам Горбачев, это заказное дело организовали его политические противники в высших кругах власти. Целью был сбор компромата на бывшего секретаря Ставропольского крайкома КПСС. Нетрудно представить, как тяжело пережила все это Карлова. После 40-летнего трудового стажа она осталась в городе, которому посвятила жизнь, без жилья, работы и средств к существованию.
Тамара Логвиновна и сегодня здравствует, преодолев благодаря собственному стойкому духу и поддержке семьи страшные времена. В настоящее время она проживает у дочери Натальи.
С помощью Тамары Логвиновны, уверен, наша замечательная марка «Стрижамент» вернет былую славу и зазвучит на весь мир.
P.S. Сейчас в Ставрополе строится ультрасовременный завод, оборудованный высококачественным итальянским и германским оборудованием. Инвестором этого масштабного проекта стала ставропольская компания «МЕРКУРИЙ», тоже уже хорошо известная в крае и за его пределами. Первый розлив настойки «Стрижамент» прошел в начале этого года в городе Тимашевске. А в родной город вернуть «Стрижамент» планируется в конце 2010 — начале 2011 года.