Зона невнимания

Валерий Манин

Только один ставропольский город – Буденновск — провел переоценку земли. Теперь здесь могут взимать достойный налог в виде процента от кадастровой стоимости земельного участка. Остальные города и поселения уже сегодня теряют доходность своих бюджетов.

С начала нынешнего года изменился порядок сбора и поступления земельного налога. Налоговой базой отныне стала кадастровая, близкая к рыночной, стоимость земельного участка, включенного в Единый государственный реестр земель. Налог на землю теперь взимается в виде определенного процента от кадастровой стоимости земли. Ставка налога, который устанавливают органы местного самоуправления, не должна превышать для сельскохозяйственных земель 0,3 процента, а для всех остальных земельных участков – 1,5 процента. К тому же земельный налог стал местным и поступает только в бюджеты муниципальных образований. Проблема в том, что в этом году власти края оказались перед фактом – новый налог на землю, соответствующий цивилизованному способу определения цены на основную недвижимость и порядку его взимания, в разы ниже, чем налог, который собирался по устаревшим, нерыночным правилам.

Впрочем, этой проблемы могло не быть. Факт резкого снижения земельного налога не только был предсказан, но и заранее просчитан. Еще в прошлом году власти края отлично знали, что при взимании налога по новой схеме – в виде процента от кадастровой стоимости, которая, по сути, является ценой пятилетней давности, потери бюджетов муниципальных образований могут достичь 800 миллионов рублей. Ставропольское управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), в функции которого входит государственная оценка земель, в прошлом году обращалось к руководству края с предложениями, которые определяли бы порядок и сроки проведения переоценки земли, а также за финансовой поддержкой. Однако краевые власти, пообещав выделить 20 миллионов рублей, так и не нашли возможности финансирования работ по оценке земли для муниципалитетов, на 80 процентов являющихся дотационными. К слову, весной прошлого года руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Михаил Мишустин направлял ставропольскому губернатору письмо­напоминание о том, что еще летом 2004 года глава Мин­экономразвития и торговли РФ Герман Греф предупреждал главу региона о необходимости предусмотреть в бюджете на 2005 год финансирование работ по кадастровой оценке земель. Роснедвижимость рассчитала, что на эти цели Ставрополью потребуется более 60 миллионов рублей. Десять миллионов край получил из федерального бюджета.

Сегодня, как констатирует руководитель управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по краю Константин Зазирний, Ставрополье — единственный на Северном Кавказе регион, который ни в прошлом, ни в этом году совсем не выделил средств на проведение кадастровой оценки земельных участков.

За счет средств муниципальных бюджетов управление Роснедвижимости по краю организовало выполнение огромного объема работ. К слову, у муниципальных властей была и другая проблема. При проведении работы по определению кадастровой стоимости земельных участков некоторые подрядные организации показали себя далеко не с лучшей стороны. Поэтому часть работ по кадастровой оценке взяла на себя федеральная служба. И к 1 февраля этого года — сроку, установленному Налоговым кодексом, — сведения о кадастровой стоимости всех земельных участков были переданы в налоговую службу. Но кадастровая оценка «растянулась» на пять лет, причем в ценах не сложившегося рынка и без учета инфляции. Поэтому еще в прошлом году надо было проводить серьезную корректировку цены – переоценивать землю в соответствии с современной рыночной стоимостью.

Пример Буденновска, ставшего «пионером» переоценки земли, показывает, насколько отличались сборы по старой и новой схемам: сегодня налог собирается как процент от кадастровой стоимости — без переоценки земельных участков. Администрация Буденновска еще в конце прошлого года направляла тревожные письма в разные ведомства, в том числе и в комитет Госдумы края по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию. В письмах были прогнозные расчеты доходных поступлений земельного налога и арендной платы за земельные участки, произведенные на основании результатов кадастровой оценки земель Буденновска, утвержденные постановлением краевого правительства. Администрация и Дума города просили при рассмотрении проекта консолидированного бюджета края на 2006 год учесть ожидаемые низкие поступления доходов в бюджет. Получалось, что от земельного налога в этом году город должен был получать доход примерно в 4,8 миллиона рублей, а по арендной плате за земельные участки — 2,1 миллиона. При этом за 11 месяцев прошлого года налоги на землю, собранные по старой нерыночной схеме, принесли в городскую казну более 23 миллионов рублей, а от арендной платы за участки – около четырех миллионов рублей. Таким образом, как пояснила корреспонденту «РГ» председатель городского комитета по управлению имуществом Тамара Михайлова, в этом году ожидалось снижение доходов почти в семь раз по земельному налогу и более чем в четыре раза — от аренды земли на территории Буденновска.

— Когда мы просчитали доходность от земельного налога и арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков, – рассказывает Тамара Александровна, — то «прослезились». Куда только мы не обращались – и в правительство, и в Думу края, и к губернатору. Откликнулось только управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по СК. На деньги, которые по решению Думы Буденновска были выделены исключительно из городского бюджета, мы оплатили работу подрядчиков, подобранных по конкурсу с помощью краевого управления Роснедвижимости. Результаты нас устроили. Мы были первыми, и по нашему пути сейчас идут Ессентуки. Некоторые до сих пор не могут поверить, что нам все удалось, и мы решили этот вопрос до конца. Хотя мое личное мнение, что государственная кадастровая оценка потому и называется государственной, что этим должно заниматься государство. Мы просто вынуждены были взять все на себя.

Пока только Буденновску, радеющему о доходности своего бюджета, пришлось оставить пустые надежды на компенсации потерь из дефицитного краевого бюджета и собственными силами провести переоценку. На большинстве же территорий края муниципалитеты теряют миллионные доходы от земли. К слову, ни для кого не секрет, что при приватизации земли – перехода ее в коллективно­долевую собственность – прошла скупка сельхозугодий по низкой цене. Сейчас в крае второй «раунд» скупки дешевой земли. В нынешней стоимости квадратного метра участка не учитывается современная инженерная и транспортная инфраструктура, экологические и другие параметры – всего 64 показателя. При отсутствии в регионе централизованной работы по оценке и переоценке кадастровой стоимости земли, кроме низкой доходности муниципальных бюджетов, есть и другой минус. Прослеживается не слишком большая заинтересованность крупных муниципалитетов в оперативном проведении переоценки. Они, не особо заботясь о доходности бюджета, выжидают, пока приближенные к власти структуры выкупят земельные участки по низкой цене.

Еще когда велась работа по определению первоначальной кадастровой стоимости участков, Ставропольское управление Роснедвижимости и муниципальные власти решали проблему без участия края. Субъект только периодически интересовался ходом дел. Такая же ситуация теперь наблюдается и с переоценкой земли. Поэтому катастрофическое падение сборов от земельного налога, о котором, как о неожиданном парадоксе, на недавней встрече с представителями государственных СМИ края упомянул зампред председателя краевого правительства Анатолий Воропаев, было ожидаемым, предсказанным и просчитанным (пример Буденновска, письма Роснедвижимости). Сегодня цена оценки кадастровой стоимости гораздо выше, чем собираемый нынче земельный налог, а потому еще более актуальной становится реальная финансовая и организационная помощь дотационным муниципалитетам в своевременной переоценке участков и получении ими реальных доходов от земельного налога. Ведь именно на него сделана ставка при осуществлении эксперимента по проведению муниципальной реформы (ФЗ №31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), второй год проходящего на Ставрополье. Реформа подразумевает более эффективное управление на местах, а значит, самодостаточность муниципальных образований. Реформаторы не могли предусмотреть, что муниципалитеты, которым оставили самые сложно собираемые налоги, останутся с главным вопросом – вопросом о земле — один на один. Причем это будет периодически повторяющейся проблемой. В апреле этого года Правительство РФ уже определило порядок переоценки земли: не реже, чем раз в пять лет, и не чаще чем раз в три года.

Ольга Токмакова,

«Российская газета»,
специально для
«Вечернего Ставрополя».

 



Последние новости

Все новости

Объявление