Зубная щетка
Михаил ВасиленкоИз армейской службы запомнился мне такой случай. Два земляка-приятеля зверски подрались утром в умывальной комнате. Один в итоге покалечил другого, сделал, можно сказать, инвалидом и надолго отправился за решетку. На суде оба не могли сдержать слез. А спровоцировало драку то, что кто-то из приятелей по ошибке воспользовался зубной щеткой другого.
Конечно, злосчастная гигиеническая принадлежность послужила лишь спусковым крючком. И с вулканической силой наружу вырвалось накопленное нервное напряжение двух солдат, уже почти готовившихся к дембелю. Оно складывалось из эпизодов, столь же, возможно, малозначительных на вид, как зубная щетка, незаметно, исподволь. И обернулось бедой, покореженными судьбами.
Вспоминаю этот эпизод, когда читаю в прессе заметки о завершающемся в пятницу судебном процессе над участницами знаменитой теперь на весь мир группы Pussy Riot. Даже не столько сами заметки, сколько множественные читательские комментарии к ним. И тревожат меня в этом народном творчестве океанические по масштабам волны взаимной неприязни, агрессии и злобы. Такое ощущение, что иные «комментаторы» - не граждане одной страны, не представители одной цивилизованной нации, а троглодиты, не поделившие добычу с дикарями из соседней пещеры. Кажется, сойдись они в реальном, а не в виртуальном пространстве, и уже не усмирить их обоюдную ярость, в пучину которой, честно говоря, даже заглядывать боязно.
Судя по реакции на события, связанные с «Бунтующими кисками» - а именно так в рамках нормативной лексики можно перевести название панк-группы – наше общество глубоко расколото. Какое будущее ждет его, если эти ничем в общем-то не примечательные «киски», с одной стороны, стали чуть ли не главным символом борьбы против клерикализма и за демократию? Если, с другой стороны, их опрометчивая выходка карается квазиинквизиторским разбирательством с гособвинением в богохульстве и полугодовой неволей?
Микроповод. Нанопричина. Так сказать, зубная щетка. И горячие головы уже готовы столкнуться лбами. Корни социальной взрывоопасности, разумеется, гораздо глубже. Но зачем же щедро рассыпать искры у бикфордова шнура. В конце концов, мало ли кощунственного случается в нашей федерации. Чего стоят устраиваемые иногда полустриптизные пляски эстрадных девиц на Красной площади, поблизости от захоронений известных людей, Юрия Гагарина, например: уж умолчим о Мавзолее, хотя для кого-то это тоже сакральное место.
Все равно, какой строгости приговор огласят в пятницу. Ясно, что по большому счету все мы заделались потерпевшими. Не будем о репутационных потерях страны, в которой, как увидел мир, подсудимые девушки, никого не убившие и ни для кого не опасные, восседали в клетке, как в зверинце. Будем о том, что мы, граждане России, сделали еще один шаг в сторону от взаимопонимания, терпимости, уважения к власти, к закону, к духовным традициям. Мы стали хуже слышать друг друга на фоне экономического отставания, кричащего социального неравенства, заторможенности демократических процессов, межнационального неспокойствия.
Сто с небольшим лет назад в России тоже вскипали религиозно-политические страсти. Правда, тогда в центре кипения был Лев Николаевич Толстой. Как вы думаете, мы идем верной дорогой?..