Звезда на ладони

Валерий Манин

Валерий Зеренков получил орден Красной Звезды, заслуженный его отцом

Валерий Зеренков получает орден своего отца из рук полковника Владимира Тельнова.
Валерий Зеренков получает орден своего отца из рук полковника Владимира Тельнова.

Небольшой уютный актовый зал Ставропольского центра стандартизации и метрологии в этот день оказался забитым людьми, что называется, под завязку. Стояли вдоль стен, в проходах, и все равно, всех желающих помещение принять не смогло. А позвало сюда всех не выступление модной поп-звезды или иностранный блок-бастер и даже не сеанс разрекламированного экстрасенса, а ПАМЯТЬ. Именно память и отличает хомо сапиенс от животного. Лиши человека памяти, уважения к подвигам предков, и делай с ним, что хочешь. Ведь не зря же во все времена завоеватели первым делом кидались переделывать, искажать, а то и просто уничтожать историю страны. Но мы – помним!

«Да будем достойны памяти предков наших, да умножим славу их!»

Именно эти слова, горящие на большом экране, встречали каждого, входившего в актовый зал, являясь и рефреном события, и задавая настрой всему действу.

Герои. Наши герои. Это те, кто в ожесточенных боях самой кровавой войны отстоял мир и свободу, те, кто, придя с поля боя, взялся за восстановление порушенного, кто поднял страну из руин, кто растил хлеб, кто строил ГЭС и запускал ракеты в космос, кто воспитывал детей...

Где взяли они мужество, которым мы сегодня восхищаемся, часто не задумываясь о значении этого слова? Может, получим ответ из истории одной простой семьи, жизни одного человека, чей подвиг, совершенный более семи десятков лет назад, и собрал нас в этот крохотный зал сейчас.

Вот что о нем говорится в сухих строчках официального наградного листа:

«Участвуя в боях с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Отечественной войны, проявил себя мужественным и отважным офицером. Особенно отличился 20 февраля 1945 года в боях в районах деревни Кам-Дармоть. Отражая ожесточенную вражескую контратаку, рота товарища Зеренкова уничтожила и вывела из строя до 70 гитлеровцев, будучи раненным, товарищ Зеренков не ушел с поля боя до конца сражения».

Так кто же он такой, Георгий Петрович Зеренков? Родился в многодетной крестьянской семье Петра Константиновича и Евдокии Дмитриевны Зеренковых на Смоленщине. В семье было шестеро детей: дочь Евдокия и пятеро сыновей: Филипп, Иван, Иосиф, Николай и Георгий. Дети рано осиротели. Сначала ушла из жизни Евдокия Дмитриевна, а спустя 6-7 недель – Петр Константинович. И все тяготы по воспитанию братьев легли на хрупкие плечи их старшей сестры Евдокии.

В те годы мальчишки взрослели рано. И Георгий, приписав себе два года, вместе с братом Иосифом отправился покорять небо – в Качинское лётное училище. Но мальчишек, не имеющих среднего образования, туда не приняли. А добрые люди посоветовали идти в Орджоникидзевское пехотное училище.

Так Георгий Зеренков оказался на юге нашей большой страны – Союза Советских Социалистических Республик.

Весной 1941 года, когда приближался выпуск, медицинская комиссия училища отобрала самых физически крепких курсантов для дальнейшей переподготовки – нужны были офицеры в создававшиеся горнострелковые части. В числе отобранных комиссией оказался и Георгий. А Иосиф после выпуска уехал в Смоленск, и больше братья не увиделись – Иосиф погиб. Он умер от ран 7 февраля 1942 года в 475 отдельном медико-санитарном батальоне.

19 июня 1941 года группу молодых горных офицеров привезли к подножию Эльбруса. Выдали альпинистское обмундирование и паёк. И в 6 часов утра 22 июня началось восхождение на Эльбрус. Но уже в 10 часов объявили срочный спуск.

Так началась Великая Отечественная война для лейтенанта Георгия Зеренкова.

Фашисты рвались на Кавказ. После захвата Ростова-на-Дону немецкие войска продвигаются по территории Краснодарского и Ставропольского краев всё дальше на юг. Все силы Красной Армии были сосредоточены на обороне Сталинграда, хотя все понимали, что нельзя отдавать врагу Северный Кавказ с его богатейшими сельскохозяйственными и нефтяными ресурсами. И люди стояли насмерть. Здесь, в боях на Кавказе, Георгий получил первое ранение.

Краткосрочное лечение в госпитале – и снова на фронт. Теперь – Закавказский.

Март 1943 года – второе ранение. Госпиталь. И новое назначение. 2-й Украинский фронт. Теперь только вперед! Будапештская операция. И тот страшный бой 20 февраля 1945 года с превосходящими силами врага в окрестностях небольшого венгерского селения Кам-Дармоть. Ранение, контузия. Но, обливаясь кровью, командир стрелковой роты 17-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка гвардии лейтенант Зеренков не покидает поля боя до конца сражения.

Он прошёл путь от командира взвода до командира батальона. По страшной статистике войны лишь два командира взвода из сотни, начав войну в 1941 году, дожили до Победы. Георгий Петрович день Победы встретил в Праге.

После Победы старший лейтенант Зеренков получает новое назначение: Ставропольский край, военный комиссариат Изобильненского района. Здесь он встретил свою судьбу в лице потомственной казачки Анны Беляевой, здесь родился его единственный сын – Валерий.

Три ранения и контузия не позволили Георгию Петровичу дожить до внуков – он ушел из жизни в 1974 году в возрасте 54 лет.

И он не узнал, что за свой последний бой в окрестностях венгерской деревеньки Кам-Дармоть награждён орденом Красной Звезды.

И вот этот орден, словно застывшие капли крови, лежит на руке его сына Валерия. Орден, который более семи десятков лет дожидался своего героя. По словам военного комиссара Ставропольского края полковника Владимира Тельнова, передавшего отцовскую награду сыну, еще около полумиллиона наград Великой Отечественной не востребованы.

Получая награду вместе со своей дочерью и четырьмя из шести внуков, Валерий Георгиевич попытался что-то сказать, но ком неожиданно перекрыл горло, и он выдавил лишь: «Спасибо». То ли отцу и советским людям того поколения за свободу, то ли военкоматским офицерам за поиски ордена, то ли своим коллегам по работе, которые приложили немало сил, чтобы этот праздник-реквием состоялся, то ли всем нам, пришедшим на семейное торжество памяти...

Мы дружим с Валерием Георгиевичем почти четверть века. Бывший сержант Советской Армии, полковник Российской Армии, казачий полковник, Герой труда Ставрополья, руководитель федерального уровня, заслуженный работник транспорта РФ, кандидат наук, он никогда не был замечен в излишней сентиментальности, а тут...

Хотя, думаю, его отец не стал бы журить сына за невольные слезы. Убежден, Георгий Петрович гордился бы, узнав каких высот добился его сын, какими стали его внуки Эдуард и Анна, с радостью подержал бы на руках своих правнуков Валерию, Евгению, Владислава, Илью, Льва и своего тёзку Георгия. Ведь в каждом из них живёт частица его души, в каждом течёт его кровь, та кровь, которую он проливал на полях Великой Отечественной, капли которой застыли в рубинах ордена Красной Звезды, который с благоговением держит на своей ладони сын и который является связующим звеном поколений.

Зеренков, память

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление