НУЖНЫ НОВЫЕ РЕШЕНИЯ!
Никита ПешковДополнения к заметке «Переполох на кухне»
Недавно прошла презентация информационно-аналитического агентства «Ставрополь-Информ». Мне довелось побывать на встрече их представителей со студентами ФФЖ СГУ. После встречи у меня остался вопрос: какое будущее у нашего медиа-пространства?
Представитель агентства Дмитрий Струков беседу с будущими журналистами начал с вопроса, знакомы ли они с теорией медиа-аналитика и публициста Андрея Мирошниченко о скорой смерти газет? Для незнающих Дмитрий пояснил: по идее из-за проблем с распространением, конкуренции с Интернет-сообществом, оттока финансов и еще по ряду причин бумага как один из главных способов существования СМИ, а вместе с ней и старые привычные механизмы работы СМИ, исчезнут в ближайшие двадцать-тридцать лет.
Наиболее полно эти идеи изложены в книге «Когда умрут газеты?». И они вгоняют в депрессию: уж слишком агрессивны эти прогнозы по отношению к журналистике, которая должна измениться до неузнаваемости, потеряв главные достоинства.
Такое начало выступления Дмитрия, однако, имело целью продемонстрировать другое. А именно то, что амбиций у создателей агентства хватает. «Ставрополь-Информ» претендуют на роль не только главного информационного ресурса края, но и самого передового в методах работы и доставке информации потребителю. Подтвердил это и способ ведения презентации. «Технарь», создававший stavinform.ru, представил презентацию, где рассказывалось о других информационных порталах, в число которых теперь их сайт. Когда речь шла о «Территории контрастов», «Ставропольской правде» или других местных платформах, он брал на себя трудную роль оценить их плюсы и минусы. Речь шла о таких аспектах, как наличие-отсутствие мобильной версии, трансляции в социальные сети, интерактивность, дизайн и тому подобное. В «Ставрополь-Информ», конечно, все это будет учтено. Складывалось какое-то ощущение, что речь ведет старший брат, снисходительно говоря о младшеньких. Возможно в данном контексте – небезосновательно.
Однако есть одно «НО». Мирошниченко в своей книге ясно дал понять, что простым переходом в Интернет со всеми вытекающими оттуда увеличениями плотности потока, мобильностью, интерактивностью, визуальностью и другими прелестями, предоставляемыми сетью, дело не ограничится. Если кратко, журналистике придется пережить поиск новых бизнес-моделей и одновременно во многих областях терпеть жуткую конкуренцию с простыми людьми, которые, не являясь профессионалами, в блогах и соцсетях сами формируют новостную повестку дня, не зависящую от интересов учредителей или издателей СМИ.
В нашем информационном пространстве это особенно актуально. Многие жители края просто не интересуются происходящими здесь событиями и процессами, а если интересуются, то часто черпают информацию не из СМИ, которые переживают кризис недоверия. Так многие громкие дела в городе иногда одними СМИ не освещаются, а другие, в погоне за громкими темами и статусом оппозиционеров, иногда забывают тщательно разобраться в проблемах, жертвуя объективностью в пользу эффекта. Властные структуры так же в этом виноваты. Часто со слишком большим рвением стараясь создавать положительный имидж, они одновременно агрессивно и нерационально реагируя на критику и работу журналистов над «острыми» темами. Картина мира получается однобокой. Я уже и не говорю о том, что если происходит какие-либо незаконные действия, например – вырубка деревьев или разрушение детской площадки, простые жители, имеющие доступ к Интернету, напишут скорее в блоги и соцсети, а потом уже об этом узнает пресса.
На сегодняшний день, если говорить о прогнозах на будущее, СМИ стоят перед выбором дальнейшего пути. Придется очень постараться, чтобы вернуть свой авторитет, доверие и интерес читателей, привлечь новую молодую деятельную аудиторию, продолжая улучшать методы работы, становясь инновационными. Или же другой путь: измениться до неузнаваемости, потеряв большую часть того, что мы сейчас и называем журналистикой.
Создает ли сейчас такое будущее «Ставрополь-Информ»? Вряд ли. Говоря о задачах агентства, Дмитрий Струков рассказал, что краю необходимо создавать положительный имидж. Как портал реагировал бы, например, на недавние события, когда в течении двух недель неоднократно появлялась информация, что на того или иного представителя власти возбуждали дела, я не знаю. Проигнорировали бы, дали короткую новость, проанализировали, подняли скандал?... Назвать их независимыми тоже сложно. Учредителем «Ставрополь-Информ» является ГУП СК Издательский дом "Периодика Ставрополья", в который раньше входили краевые «районки». В принципе, живут они явно не за счет рекламы и тех вероятных новых бизнес-моделей, предполагаемых Мирошниченко в своих футуристических размышлениях.
Однако, несмотря на все это, заявления вроде «мы будем работать по-новому» воспринимаются с некоторой долей скепсиса, но и интересом и надеждой на лучшее. Так, по привычке.