Прогулки по Германии. Часть 2. Межкультурная интеграция.
Вечерний СтавропольВопрос межкультурной коммуникации встал уже в первые минуты пребывания в Германии. Таможенники в аэропорте города Меммингена быстро ставили штампы и выпроваживали фразой на немецком языке и небрежным жестом рукой, указывающим направление. Все, кто просил повторить фразу на английском, получали в ответ тот же жест рукой с дополнительными комментариями на немецком. И это вовсе не означало, что они не знают языка. Позже мне объяснили, что с некоторых пор такие нравы стали местной нормой, как своего рода отстаивание собственных традиций. Но благо, в аэропорте висели таблички с дублированием надписей на английском.
Однако, «трудности перевода» появились снова уже через несколько минут - у такси. Все таксисты возле международного аэропорта были арабской внешности и ни слова не понимали по-английски. И создавалось ощущение, что это просто издевательство, когда они втроем пытались понять, куда именно нам нужно, разговаривая при этом между собой на своем родном языке и смеясь одновременно над каждой нашей фразой.
Позже, мне много раз приходилось контактировать с немецкими турками, но только с одним из них была возможность поговорить. Хоть и не долго и в основном по делу. Это был парень, работавший в ночную смену в Мюнхенском McDonalds’е =). Стоя за кассой в паре с девушкой из Болгарии, они оба не только знали английский, но даже немного понимали русский язык и пытались говорить на нем короткими фразами. Так что, всегда есть приятные исключения.
На самом деле, все время пребывания в Германии меня поражали контрасты видов традиционной баварской архитектуры и африканской, азиатской или арабской внешности жителей. Причем последние, которые в основном являлись представителями Турции, по всем параметрам очень сильно напоминали наших кавказцев. Они так же ходят стайками, любят носить спортивные трико, сидеть на корточках посреди улицы и всем своим видом показывают, что именно они здесь хозяева и плевали они на все немецкие законы и нормы поведения.
Общение с европейцами, наоборот, поражало их практически поголовным знанием английского языка на неплохом разговорном уровне, общей образованностью, широтой интересов и коммуникабельностью. Так, в ходе одной из бесед с одним очень общительным немцем, выяснилось, что небольшие ямки и выбоины на дорогах Германии – не что иное, как следствие ужесточения миграционной политики. Теперь часть бюджета, которая раньше шла на содержание и развитие дорожной сети, пущена на выселение иммигрантов. И убедительное большинство налогоплательщиков поддержало такой шаг. Это отлично показывает общее отношение немцев к продолжению политики межкультурной интеграции.
И дело здесь совсем не в ворчливости жителей Германии. Дело в нежелании некоторых иммигрантов принимать устои той страны, которая так щедро предоставила им все условия для жизни. Причем такие проблемы почему-то наблюдаются только с эмигрантами из исламских стран. Азиаты, африканцы, эмигранты из бедных европейских республик быстро изучают язык, прилежно работают, а зачастую еще и умудряются получить образование, стать хорошими специалистами и даже успешными руководителями. Но носители исламской культуры предпочитают совсем другой стиль. Мужчины приезжают по приглашению к какому-либо своему родственнику, который уже живет в Германии, и просто остаются у него жить и официально работают на него. А через несколько лет законно получают гражданство. Тогда к ним могут переехать жены, которые часто вообще не нуждаются в работе, и другие родственники по той же схеме. Кстати, когда получено гражданство, вкалывать на работе уже не обязательно, т.к. в Германии довольно неплохие пособия по безработице и социальные гарантии, которые позволяют обеспечить вполне комфортную для них жизнь в турецком районе, например. А, живя в таком районе, даже знать немецкий язык не обязательно.
Такого рода мигрантам не нужны блага цивилизации, не нужно хорошее образование, их абсолютно не интересует карьера и работа в принципе. Когда они переезжают, они не ставят себе целью жить как европейцы. Они просто хотят перенести свои устои в то место, где можно меньше работать и пользоваться уже готовыми благами цивилизации.
Толерантные немцы долго не обращали на это внимания, пока не появились проблемы с экономикой страны. Резко вырос уровень безработицы и преступности. Именно тогда они ясно осознали тот факт, что платят за межкультурную интеграцию из собственного кармана. И чем больше платят, тем платить приходится еще больше. Кстати, недавние статистические исследования в Германии показали, что именно иммигранты составляют около 80% всех безработных в стране. А уровень преступности с их участием в несколько раз выше, чем среди коренного населения.
За две недели пребывания в Германии, я успел пообщаться со многими европейцами. Все были разных возрастов, разных профессий, из разных городов и т.д. И все они высказывались об этой проблеме примерно одинаково, хотя никто из них не был похож на приверженца националистических идей. Наоборот, слышалось в речи некоторое разочарование. И создавалось ощущение того, что когда-то все они свято верили в то, что люди разных культур и вероисповеданий могут жить рядом и прекрасно понимать друг друга. Но практика показала слегка иное…
Практика в Германии показала, что от цвета кожи, разреза глаз, и в целом от национальности, действительно ничего не зависит. Все люди могут цивилизованно жить, учиться, работать, создавать семьи, общаться и т.п. И коренные жители с радостью принимают такого рода соседей и с радостью идут на контакт с ними. Те, в свою очередь получают хорошие условия жизни, достойную оплату труда, заводят семьи и становятся полноценными европейцами. Это и называется интеграция. Заметьте, не толерантность, а именно межнациональная и межкультурная интеграция. Но существует как минимум одно исключение - явление, которое не способно к интеграции. И это традиционный ислам, идеи которого не имеют ничего общего с теми правами и свободами, за которые представители западной цивилизации (Россия, кстати, к ним относится) сражались столетиями. И вряд ли нужно приводить какие-либо дополнительные факты и рассуждения. Достаточно просто посмотреть на опыт европейских стран, вспомнить про события во Франции, про недавние события в Великобритании, или просто включить телевизор в любой день и посмотреть мировые новости. Практически все вооруженные конфликты последних лет происходят не без участия исламистов. Экономики развитых стран Европы страдают как от внутренних проблем с эмигрантами-носителями ислама, так и от постоянных многомиллионных затрат на урегулирование бесконечных конфликтов в исламских странах. И с каждым годом подобных проблем становится все больше и больше. Кстати, в Европе многие страны уже поняли, что политика межкультурной интеграции не работает в случае с исламом, и сейчас пытаются принять соответствующие законы, не смотря на действующую в Евросоюзе идеалистическую либеральную планку.
Представьте себе, если даже большинству из числа русских эмигрантов тяжело прижиться в Германии из-за небольшой разницы в менталитете (см. предыдущий пост), то, что же можно сказать об интеграции исламского средневекового строя в современное общество, основанное на идеалах прав и свобод? Сейчас это просто невозможно. Для свершения такого чуда, как минимум одна из сторон должна кардинально изменить свои взгляды. Это чистой воды логика. И та же самая логика подсказывает, что вряд ли кому-то позволят переписать Коран, и вряд ли европейские женщины согласятся на кастрацию собственных прав.
Конечно, можно было бы написать политически корректней. Например, о том, как классно выглядят надписи на арабском в центре Мюнхена, о том, как здорово, что там можно на каждом углу отведать шаурму и люля-кебаб, о том, какие красивые лица можно разглядеть за хиджабами и т.п. Но в этом не было бы честности. А ведь честно смотреть в глаза проблемам – крайне важно для нахождения верного пути к их решению. И сейчас это особенно важно, когда подобные проблемы можно наблюдать не только по всему миру, но и на просторах нашей необъятной Родины, в наших родных краях.