УЧИТЕЛЯМ НЕГЛАСНО ЗАТЯНУЛИ ПОЯСА
Никита Пешков
Давно не писал в блоги! Снова здравствуйте!
Сегодня хотел бы кое-что рассказать про зарплату учителей.
Последнее время слышал в медиа много разговоров вокруг ее повышения на 30 процентов. Это даже стало определенным трендом. Я не очень следил за этой темой и не знаю подробностей. Но недавно пришлось разобраться.
Когда попробовал понять, что к чему, столкнулся с тем, что оказался не лучше черта. Того самого, который ногу сломит, если попытается понять, из чего складывается заработная плата учителей. Так я этого толком и не уяснил: система оказалась вовсе не прозрачной и не понятной людям.
И вроде, зачем бы мне в ней разбираться?
А вот пришлось после того, как моя мама, учитель русского и литературы высшей квалификационной категории с двадцатилетним стажем (не ради красного словца сказано, а чтобы понятнее была проблема), классный руководитель, получила за сентябрь на руки немногим больше 8 тысяч рублей. Её нагрузка на 3 часа больше ставки. После повышения заработной платы на пресловутые 30% ставка педагога высшей квалификационной категории (потолок для простого учителя без ученого звания) составляет 6370 рублей (до повышения – 5600). Я не математик, но и мне понятно, что разница никак не тянет на 30%. Оказалось, что основное повышение пришлось на тот самый стимулирующий фонд.
Казалось бы, идея прекрасная: по качеству работы будет и оплата. А кто не стремится к профессиональному росту – пусть получает по минимуму. Но только на стимулирующий фонд надо было изыскать деньги. И вот уже пресловутый Фурсенко на всю страну заявляет, что средства на образование тратятся нерентабельно, учителей у нас больше, чем нужно, школ тоже, и нужно оптимизировать расходы. И пошли по школам проверяющие органы, задача которых была срезать все, что чиновники считали излишней роскошью. Заявлен кружок? Подтвердите документально каждую минуту его работы, а если нет – заплатите штраф. В школе есть классные воспитатели или тьюторы? Обойдетесь классными руководителями, и ничего, что на них строилась, по сути, вся воспитательная система старшей школы – ведь срезанные ставки пойдут в фонд экономии. В классе меньше 20 человек? Не имеете право делить класс на группы для изучения иностранного языка – снова экономия на ставках (а частные школы по изучению языков, заботящиеся о качестве, а не об экономии, редко собирают больше восьми человек). И остались учителя на голых ставках, а вся надежда – на стимулирующий фонд.
Но вот только незадача: стимулирующий фонд – тайна за семью печатями. Какой суммой располагает школа, куда идут эти деньги, как они распределяются – учителям неизвестно. Существуют рекомендательные документы, примерно показывающие, за что стоит начислять баллы передовикам учительского производства и максимально возможное количество баллов ( у учителя предметника это 17, 5 баллов). Среди пунктов, например, участие в профессиональных конкурсах различного уровня или выпуск методических пособий, а также отсутствие жалоб от родителей и положительная динамика успеваемости подопечных учеников.
И вот раз в квартал учителя заполняют таблицы с баллами заслуженной «стимуляции» и с замиранием сердца ждут: на сколько же они наработали? Буквально неделю назад школе, где работает мама, тайна была раскрыта: учителя подписали документ, в котором их уведомили, что стоимость одного стимулирующего балла составит 58 рублей (впрочем, в разных школах и стоимость одного балла разная, в зависимости от того, как использовались школьные средства, но прозрачности там не больше). А теперь умножьте 58 рублей на максимально возможные 17,5 баллов и посчитайте сумму стимулирующей оплаты за квартал «самого-пресамого» учителя. Прибавляем это к тем 8 тысячам – смотрите, не разгуляйтесь, дорогие учителя. Большего разочарования, чем при получении сентябрьской зарплаты, у учителей я давно не видел. Комментарии излишни.
Вся эта ситуация – еще один сигнал того, что наши власти все еще отлично держат контроль над информационным пространством, громко говоря о несуществующих по факту повышениях, но уже не справляются со своими социальными обязательствами, раз начинает экономить на фундаментальных вещах вроде медицины и образования.
P.S. Особенно стимулирует ставропольских учителей на самоотверженный труд разошедшаяся по городу информация о заработной плате их коллег, получивших работу в президентском кадетском корпусе: в 5-7 раз выше, чем у простого учителя той же категории и с тем же стажем. Очевидно, министерство обороны, финансирующее это учебное заведение, как-то по-другому смотрит на цену учительского труда.