Как применять страховое охлаждение?
Ассоциация региональных банков «Россия» обратилась письмо в Центробанк за разъяснениями о том, как на практике применять период охлаждения по договорам страхования, заключаемым при выдаче кредитов, сообщает газета «Ведомости».
Дело в том, что с 1 июня 2016 г. вступило в силу указание ЦБ, устанавливающее период охлаждения – пять дней, в течение которых клиент может отказаться от страхового полиса и вернуть уплаченные деньги. При этом страховщик может удержать часть премии, если страховой договор успел вступить в силу. Такой срок действует в том числе по страховкам жизни, от несчастного случая и болезней, имущества граждан (кроме каско и ОСАГО). Часто такие страховки могут быть обязательным условием выдачи кредита, а их наличие может снижать ставку по кредиту.
В письме ассоциации «Россия» высказано опасение, что клиент, пользуясь периодом охлаждения, сможет отказаться от страховки «немедленно после заключения договора», что противоречит закону о потребительском кредите. Заемщик после отказа от обязательной страховки оказывается в худшей ситуации, так как банк вправе увеличить процентную ставку по кредиту или даже потребовать досрочного возврата кредита.
В ответе на письмо, опубликованное на сайте ассоциации «Россия», Центробанк пояснил, что период охлаждения позволяет клиенту отказаться от страховки, заключенной с навязанным страховщиком, или от получения невыгодной страховой услуги, подчеркнув, что норма распространяется и на потребительские кредиты, и на ипотеку. Но в случае отказа от обязательного полиса, влияющего на условия кредитного договора, заемщик обязан сразу застраховать предмет залога. Клиент должен одновременно заключить новый страховой договор с компанией, соответствующей требованиям банка.