Российские университеты готовы развивать науку и экономику регионов

Третий день защиты программ университетов, участвующих в конкурсе программы «Приоритет 2030» показал системную работу с властью и индустриальными партнерами.

Фото с официального сайта министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Фото с официального сайта министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Официальный старт «Приоритету 2030» дал глава министерства науки и высшего образования России Валерий Фальков на встрече с ректорами университетов, претендующих на участие в проекте. Цель программы – создать в России широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. Такие университеты будут вырабатывать и распространять по всей системе высшего образования лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, поднимут привлекательность жизни и работы в регионах России, в том числе для иностранных студентов и зарубежных ученых, позволят сформировать у выпускников российских университетов навыки и умения, необходимые для их успеха на современном рынке труда и в будущем в условиях стремительного научно-технологического прогресса.

Третий день защиты программ университетов — конкурсантов программы «Приоритет 2030» показал системную работу с властью и индустриальными партнерами. Из 18 университетов, чья защита прошла в минувшие выходные, большинство подтвердили выстроенную систему взаимодействия и поддержки со стороны руководителей субъектов России и индустриальных партнеров. Это подчеркивает готовность науки на местах переходить от научной идеи к конкретным бизнес-решениям, направленным на развитие и укрепление регионов.

Отдельный фактор развития вузов и аргумент для получения грантов по федеральной программе «Приоритет 2030» — то, насколько эффективно влияет работа университета на региональную экономику. Многие конкурсанты программы получили поддержку на региональном уровне.

«Санкт-Петербург – один из крупнейших научно-образовательных центров нашей страны. Сегодня на территории города работает 70 вузов, в которых обучаются сотни тысяч российских и иностранных студентов. Каждое учебное заведение сочетает в себе уникальные традиции сложившейся системы профильного образования и высокий потенциал инновационного развития. Федеральная поддержка в рамках программы «Приоритет 2030» имеет важное значение для раскрытия вузовского потенциала и перехода на качественно новый уровень экономики знаний. Это во многом будет способствовать продвижению научно-исследовательской и образовательной сферы Санкт-Петербурга и России. «Приоритет 2030» - это программа изменений, которую предлагает каждый вуз, подавший заявку на участие. И здесь помимо содержательных оценок немаловажно оценить команды заявителей, а также их амбиции. Мы надеемся, что все вузы нашего города достойны участия в этой программе и получат поддержку на федеральном уровне», - отмечает вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин.

Программа социально-экономического региона Томской области уже утверждена министерством экономического развития Российской Федерации, и в этой программе прописаны достаточно амбициозные показатели. По словам заместителя губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмилы Огородовой, региону предстоит удвоить в обозримом будущем валовый региональный продукт и вырасти до 1 процент ВВП. И поскольку регион относится к числу инновационных, то основной рост будет обеспечивать технологическая повестка, которую сегодня заявляют в федеральной программе «Приоритет 2030», в частности Сибирский государственный медицинский университет и Томский университет систем управления и радиоэлектроники. «Наши вузы, а участниками федерального проекта являются также Томский государственный и Томский политехнический университеты, ждет такая трансформация, которая позволит Томску стать глобально значимым регионом знаний. Регион с самого начала выбрал в состав эшелона социально-экономического развития научно-образовательный комплекс. Поэтому подготовка вузов к участию в «Приоритете 2030» шла в открытом формате. Мы складывали общий проект — развитие наших университетов в формате Большого университета Томска», — подчеркнула Людмила Огородова.

Севастопольский государственный университет тоже часть региональной экономики субъекта страны. О важности развития вуза на защите докладывал губернатор Севастополя Михаил Развожаев. «Я осознанно вошел в состав команды и принимал активное участие в защите, потому что университет является градообразующим предприятием. Это центр притяжения человеческого капитала, который нужен для всех сфер экономики города. Для меня как губернатора и для Правительства Севастополя университет является приоритетной точкой развития», — отметил Михаил Развожаев.

В Кубанском государственном технологическом университете ставят амбициозные задачи по ключевым проблемам человечества: снижение углеродного следа и новые пищевые технологии станут основными направлениями в научной деятельности вуза на ближайшие десять лет.

«Мы нацелены на уменьшение углеродного следа за счет новой энергетики и создание новых продуктов, адаптированных под каждый регион. Студенты будут разрабатывать новые продукты, мы перейдем на проектное обучение, в рамках которого у ребят появится возможность самим участвовать в создании новых технологий с последующим внедрением не только в регионе, но и во всем мире», — пояснил временно исполняющий обязанности ректора КубГТУ Михаил Барышев.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена тоже планирует серьезные трансформации. У управленческой команды большая ответственность не только перед регионом, но и перед страной: именно здесь готовят лучшие педагогические кадры, кадры для разработки новых педагогических технологий, а также занимаются переподготовкой специалистов. 

«Когда мы говорим о том, что в вузы приходит новое поколение студентов, абсолютно цифровое, и нужно менять подходы к системе высшего образования, мы, как самый крупный педагогический вуз страны, понимаем, что, прежде всего, нужно менять подготовку тех, кто самым первым начнет учить цифровое поколение. Нужны другие методики для педагогов. Поэтому миссия РГПУ им. А. Герцена — это содействие в формировании и реализации образовательной политики Российской Федерации, в том числе посредством построения пространства уникальных возможностей для жизненно-профессиональной самореализации человека в условиях непрерывного образования», — отметил исполняющий обязанности ректора Василий Рабош.

Воронежский государственный университет —  за конструктив цифры и офлайн-обучения. Именно в таком синтезе появится то новое образование, которое будет готовить новых лидеров. «Передача уникального опыта идет глаза в глаза, невозможно оцифровать, как твой наставник держит скальпель или настраивает микроскоп. Без традиционных форм обучения в исследованиях не обойтись! Но надо признать, что цифровизация проникла даже в гуманитарные науки: филологию, историю, юриспруденцию. У нас появляются такие направления, как правовая информатика, компьютерная лингвистика. Межотраслевые исследования и индивидуализация образования — основные треки на ближайшие годы», — уверен вице-президент Российского союза ректоров, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники готовится стать национальным центром превосходства в области подготовки кадров и технологий для микроэлектроники, аэрокосмической отрасли, IT и информационной безопасности. А совершенно новым направлением для технического вуза станут медицинские биотехнологии. По словам ректора Виктора Рулевского, начнется работа над созданием приборной базы и программно-аппаратных комплексов, а также над созданием отечественного геномного принтера.

Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета Николай Карякин отмечает, что за весь период существования человечества сам человек не претерпел каких-либо ключевых изменений, поэтому стратегическая работа вуза будет сосредоточена на использовании новых знаний о человеке. «Когда знаний было мало, врачи исходили из одних догматов, но когда знаний становится много, первой задачей оказывается необходимость научить студента работать с этими знаниями. В медицине объем знаний обновляется каждые пять лет. Поэтому есть отдельная задача — научить врача работать с теми новыми знаниями, которые будут появляться после того, как он получит диплом», — уверен Николай Карякин. 

При этом планка по научным медицинским знаниям задается высокая: догнать международный уровень. По словам ректора, в медицине не бывает регионального или федерального научного знания, но есть единая мировая медицинская наука, к уровню которой следует стремиться.

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова сохранит свои традиции образовательных процессов и внутренней научной школы, но обещает продолжить подготовку элитных инженерных кадров для страны в области оборонной промышленности. Именно из этого вуза исторически выходили в отрасль генеральные конструкторы заводов, технологи и руководители направлений по созданию новых видов оружия. «Наш вуз ориентируется под потребности новой оборонной промышленности и ракетно-космической отрасли. Наша программа, которую мы представляли на участие в „Приоритете 2030“, ориентирована на подготовку элитных специалистов, но уже в новых условиях в части видов вооружения, в стратегических направлениях науки», — отметил ректор Константин Иванов.

Главным стратегическим проектом для Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева на ближайшие десять лет станет человеческий капитал. Ректор Александр Мажуга сообщил, что университет переходит на исследовательский прикладной трек и внедрение так называемого бесшовного обучения, когда будущих студентов к поступлению начинают готовить еще за школьной партой. «По нашему второму треку развития в области науки и технологий мы будем исследовать ключевые направления химической информатики, геном-материалы, особо чистые вещества — керамику и полимеры. Также у нас появится новое направление, связанное с искусством инжиниринга, будем развивать промышленную архитектуру и дизайн, создавать новые материалы для искусства. Традиционное научное направление вуза, связанное с фармацевтикой и экологией будет также активно развиваться», — рассказал Александр Мажуга.

Для всемирно известной «корабелки» — Санкт-Петербургского государственного морского технического университета — стратегия развития — это не история про рост количества студентов. Все-таки подготовка уникальных специалистов сродни мастерству ювелиров, дающих огранку алмазам.

«Наша стратегия на ближайшие годы — повышение качества и эффективности подготовки специалистов. На самом деле цифровизация образования — это революция, которая растянется по времени. И за полчаса эффект никто не почувствует. Но тот результат, который стоит за этим глобальным решением, изменит вообще всю систему образования. Мы — университет индустрии системы 4.0, и у нас есть понимание, каким должен быть такой университет», — сказал ректор Глеб Туричин.

Республика Башкортостан представила знаковую для региона программу развития высшего образования. Пожалуй, это единственный пример в представленных стратегиях, когда развитие системы высшего образования строится на слиянии двух крупнейших вузов субъекта страны – Башкирского государственного университета и Уфимского государственного авиационного технического университета. Что даст такой синтез двух образовательных школ? По словам ректора УГАТУ Сергея Новикова, микст фундаментальной и инженерной школ даст новый уровень развития образования, которое будет востребовано не только в российском пространстве, но и на мировом уровне. «Мы идем к тому, чтобы конкурировать не внутри региона и не с российскими вузами, а быть конкурентоспособными в мировом пространстве», — подчеркнул Сергей Новиков. 

По мнению ректора Башкирского государственного университета Николая Морозкина, нарастить контингент иностранных студентов поможет и образовательная часть, и техническая в виде строительства современного межвузовского кампуса. «Изменился город, его ландшафт и система образования тоже. Только по направлению «медицинская генетика» мы запускаем сразу девять новых образовательных программ», — рассказал Николай Морозкин.

Стоит отметить, что уже сейчас БашГУ не только обучает студентов из стран ближнего зарубежья, но и работает с Китайской Народной Республикой.

Тамбовский государственный технический университет готов зайти в программу «Приоритет 2030» как вуз, у которого выстроены эффективные взаимоотношения с ключевыми индустриальными предприятиями региона и властью. «Мы нацелены на решение тех стратегических задач, которые сегодня поставлены на территории региона. При таком взаимодействии власти, образования, науки и бизнеса мы сформируем университет нового уровня в Тамбовской области», — рассказал ректор ТГТУ Михаил Краснянский. 

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна обещает провести серьезную трансформацию своей внутренней системы. Стратегический проект — цифровой и промышленный дизайн, а это подразумевает серьезную работу в таких направлениях, как биоразлагаемые материалы, высокотехнологичная мода и умный текстиль, развитие международного центра компетенций FASHION TECH… «Будущее за такими специальностями, как прикладная информатика в дизайне, информационные технологии в дизайне», — подчеркнул ректор Алексей Демидов.

Новосибирский государственный аграрный университет станет опорным научно-образовательным центром АПК для всей Западной Сибири. Именно здесь будут готовить аграриев, развивать агротехнологии и формировать экосистему с партнерами, которые помогут не только вести исследования, но и внедрять научные инновации на практике.

В МИРЭА — Российском технологическом университете приоритетными направлениями развития вуза станут цифровизация и все, что связано с появлением новых материалов. «Сегодня в нашем вузе нет неглавных направлений. Мы старались во время становления вуза из каждого направления сделать нечто уникальное, что будет востребовано экономикой страны. Что касается подготовки молодых ученых, то у нас не первый год действует карьерная лестница, когда мы предлагаем абитуриентам при поступлении в вуз заключить договор целевого обучения, а потом на протяжении обучения мы готовим такого студента или к научно-исследовательской, или к преподавательской деятельности», — поделился ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж.

Новосибирский государственный технический университет готов сосредоточить свои силы на развитии силовой электроники и интеллектуальной энергетике, а также усилить работу по созданию новых материалов. По словам ректора Анатолия Батаева, абсолютно новым исследовательским направлением в вузе станет развитие биотехнологий.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения делает ставку на три технологических проекта, которые базируются на региональном научно-технологическом консорциуме. «Центр трансфера технологий, фармация 4.0 и цифровой университет, который будет работать с искусственным интеллектом, станут ключевыми для университета», — отметил ректор Роман Калинин.

Для Сибирского государственного университета путей сообщения основой работы на предстоящие десять лет станет транспортное развитие. «Мы изначально создавались как вуз для решения вопросов транспортного развития. Поэтому мы заявили проекты, связанные с искусственными сооружениями, с новыми материалами и технологиями, такими как изготовление мостов из полимерных материалов, работа на вечной мерзлоте и сопровождение сложных тоннелей как искусственных сооружений», — отметил ректор Алексей Манаков.

Читайте также: СКФУ на 40-м месте в рейтинге медийной активности вузов

минобрнауки РФ, вузы, Приоритет 2030, проргамма, защита программ

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление