«Апостол правды и любви». На сцене Дворца детского творчества - премьера театра-студии «Слово»

Ольга Метёлкина

«Апостол правды и любви». На сцене Дворца детского творчества - премьера театра-студии «Слово»
Свой новый творческий сезон коллектив театра-студии «Слово» под руководством заслуженного артиста РФ Владимира Гурьева открывает спектаклем «Коста. Апостол правды и любви», посвященным 150-летию со дня рождения славного сына осетинского народа, художника, поэта и публициста Коста Хетагурова. 

Обращение к биографии и творчеству К. Хетагурова никак не назовешь случайным. Ставропольцы, даже не задумываясь, считают его своим земляком. Губернский Ставрополь был для него вторым домом еще в гимназические годы. А благодаря знакомству с художником Василием Ивановичем Смирновым — домом, где его любили и понимали.

В основу литературно-музыкальной композиции спектакля положены страницы книги ставропольского краеведа Виктора Кравченко «Коста, сын Леуана». В исполнении артистов театра-студии звучат стихи, письма и пьесы Коста Хетагурова, воспоминания современников о нём. Работа над спектаклем началась несколько месяцев назад, в пору школьных и студенческих каникул студийцы неустанно начитывали текст и репетировали. В оформлении спектакля принял участие известный в Ставрополе своими проектами Центр молодежных инициатив «Трамплин».

Жизнь и творчество такой незаурядной личности, как Коста Хетагуров, невозможно поместить в рамки театрального зрелища — такой материал должен быть осмыслен, пропущен через собственное «я». Иначе целостный образ «апостола правды и любви» просто рассыплется на множество цитат, а рассказ о нем может стать банальным перечислением дат, событий и фамилий. Мастерство постановщика помогло избежать возможной ошибки.

Сценическое повествование о жизни Коста перемежается фрагментами из произведений Хетагурова. Актриса студии Анна Быстрова написала музыку и под гитару исполнила романс на стихи поэта.

О чём жалеть?..

За тёмными ночами

Блеснет заря,

наступит ясный день...

Проснется жизнь

под вешними лучами,

И расцветет душистая сирень...

А ещё, наверное, впервые за многие годы в Ставрополе были инсценированы главы из поэтической кавказской повести «Фатима» - драматической истории о любви, долге, верности данному слову и обычаям предков. Наверное, не случайно, для того чтобы показать накал почти шекспировских страстей, режиссер занял в этих сценах студийцев старшего поколения: Анну Быстрову (в роли Фатимы), Евгения Нетудыхата (Джамбулат), Олега Толмачева (Ибрагим) и Андрея Иванова (отец Фатимы).
Создатели спектакля знакомят зрителей и с менее известным, по сравнению с поэмой «Фатима» произведением Коста Хетагурова — сатирической поэмой «Кому живется весело...» (подражание Н. А. Некрасову).

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На городском бульварчике

Сошлись под вечерок

Семь выгнанных чиновников,

Отчисленных начальников,

Правителей, грабителей

Народной нищеты...

Тема поистине неисчерпаемая в пространстве и времени, сыграна на сцене в строгом соответствии с авторским текстом, гротесково и эмоционально, а своеобразная «адаптация» для сегодняшнего зрителя придала дополнительной остроты.

Интересно, что комедийно-сатирическую пьесу К. Хетагурова «Дуня» в начале XX века ставили на пятигорской сцене тоже не профессиональные актеры. Роль Дуни исполняла тогда Анна Цаликова, девушка, имя которой не раз значится в посвящениях к стихам Коста. Теперь никто не знает, как играла Анна, но Дуня в исполнении Елены Подколзиной обладает всеми качествами, коими наделил ее поэт.

Рассказ о жизни Коста идет последовательно от рождения до смерти, его образ в разные годы воплощают три актера: в детстве - Алексей Щелаковский, в юности — Евгений Фатулаев и в зрелом возрасте Олег Толмачев. У них нет портретного сходства с Хетагуровым, но этого совсем и не требуется. Образ Коста постоянно присутствует на сцене. И не только в живописном портрете, но в его стихах, строках писем, которые звучат в тишине зрительного зала. Спектакль достигает кульминации, когда прожектор высвечивает в глубине сцены фигуру в черкеске и папахе, как будто сам Коста сошел с портрета, чтобы сказать потомкам свои самые важные слова.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление