Борис Щербаков: «Я ни о чём не жалею»
Ольга Метёлкина1 марта заслуженный артист России Борис Щербаков отметил юбилей. Как сказал на его бенефисе председатель профкома Ставропольского академического театра драмы и тоже заслуженный артист Михаил Новаков: «Добро пожаловать в наш клуб шестидесятников».
Театр был полон. Не лучшее ли это доказательство любви и успеха? Один за другим с цветами, подарками и поздравлениями на сцену поднимались представители краевых и городских властей, культурной общественности, науки, образования, казачества. А из зрительного зала на юбиляра были устремлены сотни восторженных глаз театралов. Публика действительно любит Бориса Щербакова, поклонники по нескольку раз ходят на спектакли, в которых он играет, ждут новых работ. А какие роли остались в прошлом?! Меншиков в замечательной пьесе «Шут Балакирев», Григорий Орлов - в «Царской охоте», Стива Облонский - в «Анне Карениной», Макмерфи - в «Полете над гнездом кукушки», Сосед - в трогательной «Очень простой истории», сэр Джон - в «Костюмере» (одновременно это была и режиссёрская работа Бориса Фёдоровича)…
Как бекешевский казак ехал покорять театральную Сибирь
Свой бенефис артист назвал «Жизнь прожить не поле перейти». Накануне мы встретились в редакции, и я попросила Бориса Щербакова рассказать, когда и как началась его дорога в театр. В самом деле, откуда у мальчишки из казачьей станицы Бекешевской взялась тяга к лицедейству?
- С пятого класса мечтал стать артистом, - рассказал Борис Фёдорович. - С классным руководителем Анной Никитичной Лукашовой мы создали школьный театр, к каждому празднику ставили маленькие сценки, спектакли, водевили. Позже - большие отрывки из классических произведений. Я был одним из ведущих артистов в этой маленькой труппе из десяти человек. Но у меня был страшный недостаток – я не выговаривал букву «р». Несмотря на это, я всё-таки решил ехать в Новосибирск, где жили родственники по линии мамы, поступать в театральное училище. Думал так: не поступлю, - там огромный город, пойду работать на завод, потом в армию, а там видно будет.
Программу для творческого конкурса Борису помогала готовить Анна Никитична, она как никто верила в него. Конкурс в театральное училище - человек 100 на одно место. Абитуриент Щербаков был в ударе: он читал членам приёмной комиссии басни, стихи в прозе Тургенева, своего любимого Маяковского, пел «Песню про зайцев» из «Бриллиантовой руки», танцевал «Цыганочку». «Зрители» хохотали.
- Меня восприняли, как клоуна, - вспоминает Борис Фёдорович. - По мастерству актера я получил пятерку. Педагог по сценречи посмотрела меня, и сказала, что от речевого дефекта вполне можно избавиться. После остальных экзаменов меня приняли в училище на кандидатское место с условием, что я исправляю произношение.
В судьбу вмешался… «Мимино»
В течение года он упорно занимался у логопеда, до изнурения доводил себя занятиями по сценической речи. Однако окончательно победить картавость Борису Щербакову помогла… армия. Его призвали в Военно-воздушные силы. Служил в Красноярске. И продолжал много заниматься речью, пока наконец не «выговорился». Естественно, как будущий артист участвовал в концертах, конкурсах, организовывал концерты. Даже стал художественным руководителем армейской концертной бригады, в которой и сам выступал как актёр, чтец и конферансье. Отслужив как положено, окрепший физически и морально, Борис Щербаков вернулся в своё училище и блестяще его окончил. Преподавателями его курса были замечательные педагоги - заслуженный артист РФ Виктор Сергеевич Орлов, его супруга народная артистка РФ Анастасия Васильевна Гаршина.
Окончив с отличием театральное училище в 1978 году, Борис Щербаков должен был ехать по распределению в Читу. Но вмешался Его Величество случай. Дипломный спектакль «Дама-невидимка», в котором Борис Фёдорович играл главную роль - Дона Мануэля, ставил главный режиссер знаменитого Новосибирского театра «Красный факел» Семен Семенович Иониди. Заметив талантливого молодого артиста, он взял его к себе в труппу.
- Всё складывалось очень удачно, - вспоминает Борис Щербаков. - За год я сыграл шесть ролей, из них - несколько главных. И вдруг уволился посреди сезона и уехал домой. В то время на экраны вышел фильм «Мимино». Я его посмотрел, и у меня в душе что-то перевернулось. Я успел полюбить Сибирь, и в театре всё было на удивление хорошо, но потянуло домой.
По случайному или нет совпадению, в «Красный факел» Борис Щербаков поступил 7 марта 1978-го, а ровно через год, день в день, пришёл в Ставропольский краевой драматический театр имени М. Лермонтова.
Тролли, дон жуаны, маргиналы и даже «оборотни в погонах»
- Я ни о чем не жалею, - говорит артист. - Творческая судьба у меня складывалась очень хорошо. Работал со многими режиссерами: Алексеем Малышевым, Александром Мексиным, Михаилом Лурье, Виктором Симакиным, Борисом Гранатовым. 30 лет работаем с Валентином Бирюковым, я благодарен ему как режиссеру и своему товарищу.
Кстати, на юбилейном вечере на сцене было показано первое действие спектакля «Фуршет после премьеры», который поставил заслуженный деятель искусств РФ В. Бирюков. В этой замечательной «чёрной комедии» из театральной жизни Щербакову досталась роль… актёра, играющего Отелло.
А свежую премьеру – спектакль «Страсти по Торчалову», в которой Борис Щербаков играет роль Кушкина, поставила народная артистка РФ Наталья Зубкова. И снова точное попадание в образ. Семен Кушкин, в исполнении Бориса Щербакова, - человек, мучимый душевными терзаниями, порой до смешного нелепый, а в финале сценического существования героя – до слёз драматичный.
К любой роли актёр подходит профессионально. И к взрослому, и к детскому репертуару он всегда относился с большой отдачей. Кого только не играл Борис Фёдорович в сказках?!
- Как-то мы играли сказку «Стойкий оловянный солдатик», ещё в первой постановке Валентина Бирюкова, - с улыбкой вспоминает Борис Фёдорович. – Я был Троллем. Мой герой спрашивает у солдата: «А у тебя есть серебряная пуля? Тролля можно убить только серебряной пулей?». Вдруг мальчик в зале вскакивает с места с криком: «Я убью тебя, Тролль!». И я понял, что это высшее достижение мастерства!
В своё время в богатом репертуаре нашего театра было много спектаклей, работа в которых принесла Борису Щербакову большую радость. Среди них, конечно же, «Каменный властелин», где он играл Дон Жуана, и «Продавец дождя» - роль Ноя. Нередко при распределении ролей в новых спектаклях решающим аргументом в пользу актёра становился яркий «гусарско-белогвардейский» типаж Бориса Фёдоровича.
- Был у нас спектакль «Красные кони на синей траве», - рассказывает актёр. - Я привёз из Сибири песню «Четвёртые сутки пылают станицы» (это позже она стала широко популярной в исполнении Александра Малинина), и мы с Володей Аллахвердовым – два белых офицера - пели по ходу действия. Володя играл на скрипке, я - на гитаре. Как ни смешно, но потом все комсомольские секретари просили её спеть на своих «корпоративах».
Мастерство и широкий творческий диапазон помогают Борису Щербакову в равной степени убедительно играть как положительных, так и отрицательных героев. Он даже в кино отметился в образе «нехорошего милиционера». Картина режиссера Хусейна Эркенова «Залезть на Луну» вышла на экраны в 2010 году.
Жизнь без маски
Особое место в жизни и творчестве Бориса Фёдоровича занимает режиссерская деятельность в театральной студии «Прометей» Северо-Кавказского федерального университета. В конце прошлого года ей исполнилось уже 15 лет.
- Работая с этими ребятами, я отдыхаю душой, чувствую себя вольготно, уверенно, - признаётся Б. Щербаков. – Я не пытаюсь их учить жить. Просто то, что у меня есть - профессиональные и жизненные знания, - я пытаюсь передать им.
За время существования студии было поставлено два десятка спектаклей. Самый первый был «Про Федота-стрельца» по сказке Леонида Филатова. Были и чеховские водевили, и «Ужин с дураком» Ф. Вебера, и «До третьих петухов» В. Шукшина, и «Уравнение с одним неизвестным» А. Мар-даня… А теперь на подходе премьера - спектакль о жизни М. Лермонтова «А он, мятежный, просит бури».
Кстати, нынешние воспитанники Бориса Фёдоровича принимали участие в его бенефисе на сцене, а прометеевцы старших поколений наблюдали за происходящим из зрительного зала. Они продолжают общаться, следить за творчеством студии, радуются успехам, ведь «Прометей» регулярно привозит с различных конкурсов и фестивалей дипломы и призы.
Борис Щербаков не относится к тем актёрам, которые, сняв сценический костюм, продолжают играть и в жизни. Хотя невидимый театральный шлейф, бывает, проникает и в жизнь. Поэтому очень важно, чтобы рядом были люди, в общении с которыми не нужны маски. Конечно же, это друзья и, в первую очередь, семья. Благо, и жена, и дочери к театральной жизни имеют только зрительское отношение. Супруга Элла Владимировна - кандидат медицинских наук, завкафедрой педиатрии в Ставропольском государственном медицинском университете. Старшая дочь, Марина, пошла по её стопам – тоже педиатр. Младшая, Ксения, стала экономистом. А вот профессиональное будущее любимой внучки Киры пока «под вопросом». Ей скоро будет полтора года. Вспоминая о ней, Борис Фёдорович расплывается в счастливой улыбке:
- Растет клоун. Дети - все артисты, но в ней точно что-то есть. Такая смешнючая!..
Жизнь продолжается, и пусть она дарит юбиляру больше радости и оптимизма.