ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? ЭТО…МЫ!
Лариса ДенежнаяУже второй год действует договор о совместной довузовской работе между Ставропольским государственным университетом и гимназией № 9. Преподаватели исторического факультета СГУ через совместную работу с учителями стремятся подготовить выпускников широко эрудированными и способными к поступлению в вузы страны.
Некогда поэт Андрей Вознесенский писал, эпатируя собратьев по перу и читающую публику: мол, где-то в левой пятке у меня шевелится Людовик VI. Хотя на самом деле в одной из опорных частей тела у него кто и шевелится генетически до сих пор (дай Бог, ему здоровья), то все же какая-нибудь личность поближе. И не только географически. Зато красиво как – Людовик… Поэт однако. Но мысль, пожалуй, высказана верная. Ведь мы наследуем, сами того часто не осознавая, многое от окружения так называемого социума, начиная, естественно, от родных. А они, в свою очередь, воспринимали от прежних поколений, к примеру, традиции, те же привычки, отсеянные временем. А потом они и многое другое в сложнейшем переплетении судеб отдельных людей и общества выливаются в совокупность решений, событий и исторических вех в жизни Отечества.
– Старшеклассники гимназии вольны в выборе тем исследования, – рассказывает преподаватель вуза, кандидат исторических наук и руководитель кружка «История Ставрополья» Ольга Шафранова. – Что им самим интересно, за то и берутся. Разговорились с учеником 8 класса Володей Теряевым, выяснилось: любит футбол. Предложила заняться краевой историей этого вида спорта. Очень удивился, что и это, оказывается, ИСТОРИЯ. Революция или там война – понятно, но чтобы футбол… Это у него в сознании не укладывалось. Преподавание важнейшего, считаю, предмета в школе вынуждено ограничиваться главными, поворотными событиями в истории государства или края, на иное просто нет времени. И получается: история страны воспринимается как нечто виртуальное, отдельно существующее от человека и гражданина. Заполнить эту лакуну как раз и помогают такие факультативные занятия, как наши.
Например, Алина Лихота по своей инициативе собирала этнографический материал по истории казачества Кубани, сосредоточившись на семейных традициях. В прошлом году она заняла первое место на городском этапе Всероссийского конкурса движения «Отечество» в номинации «Этнография». Продолжает исследования и сейчас. А занявший второе место Илья Илюшин представил на суд высокой комиссии работу, посвященную Великой Отечественной войне. Что неудивительно: Музей боевой славы гимназии – один из лучших в Ставрополе. Мария Суханова также стала победительницей в этом конкурсе, девочка всерьез заинтересована историей Терского казачества и роли женщины в традиционном казачьем обществе. Все эти ребята получили возможность выступить со своими первыми докладами в студенческой секции апрельской научно-практической конференции СГУ. Справились – блестяще.
Сегодня в кружке занимаются 15 старшеклассников. Татевик Мирзоян, например, уже закончила конкурсную работу, дав ей название «Память о былом»: о древней армянской государственности, о «золотом веке» своей этнической родины и трагических периодах ее истории, из-за которых армяне были вынуждены расселяться по всему миру, создавая общины, чтобы сохранить национальные традиции. Достигая при этом на принявшей их второй родине нередко высоких должностных постов или признания в области литературы и искусства. Российский министр внутренних дел Лорис-Меликов, американский художник Рокуэлл Кент, французский поэт-шансонье Шарль Азнавур… Татевик призналась: благодаря этой работе она не только узнала много нового, но и по-другому в целом увидела историю Армении, ее место в мире, во взаимоотношениях с Россией. Важность которых признавал в своей политике на Кавказе и Петр I, и Екатерина II, и в наше очень сложное время роль Армении в развитии ситуации на Кавказе очень велика. Республика в рамках сотрудничества с РФ, к примеру, сейчас готовится поставлять стройматериалы в олимпийский Сочи.
– Я вижу, что у ребят постепенно складывается историческое мышление, подчеркиваю, историзм в понимании и суждениях о происходящем, в отличие от сверстников, – говорит Ольга Шафранова. – Да что скрывать, в отличие от многих взрослых. Они лучше, точнее, объемнее видят окружающую жизнь. Ребята уже могут рассуждать на серьезные научные и политические темы региона и страны, обобщать полученные знания и делать логичные выводы.
Остается добавить, что подобная научно-просветительная работа ведется и в других общеобразовательных учебных заведениях Ставрополя. В СШ № 7 действует клуб «Патриот» под руководством профессора Н. Судавцова, который является руководителем и «Клуба любителей истории» при Малой академии наук Дворца детского творчества краевого центра. Несколько лет сотрудничает факультет СГУ и с гимназией № 5, где создана проблемная группа «Культурное пограничье Северного Кавказа в рамках НОЦ «Новая локальная история» во главе с профессором Т. Булыгиной.
Исторический факультет стремится к расширению географии научно-просветительной работы: в Светлоградской СШ № 3 работает «Школа юного историка» под руководством доцента Э. Кемпинского. В прошлом году совместно с лицеем № 20 города Пятигорска открыта экспериментальная площадка — ее научными руководителями стали доценты СГУ Е. Калинина и Т. Беликова…
Комментарий министра образования Ставропольского края Аллы ЗОЛОТУХИНОЙ:
– Я очень рада, что университетские историки идут в школу. Тем более что этот факультет один из самых сильных по профессорским и преподавательским кадрам в СГУ. Не говоря уже о целом ряде научных исследований, которые там осуществлены и делаются, достаточно упомянуть учебники Валентины Невской, последний – Алексея Кругова «Ставропольский край в истории России». Таких пособий и такого высокого уровня для общеобразовательных учреждений (знаю точно) нет ни в одном регионе. А ведь настоящая любовь к Родине и начинается с изучения прошлого малой, той, что за околицей или за крайним углом городской улицы. Самое главное – у ребят открываются глаза: не с них история родной стороны и страны началась, и какой она будет дальше – зависит и от них. Иными словами, история – это и мы тоже, ее творцы, но не всегда в череде буден это осознаем.
Сегодня, к сожалению, наука и, прежде всего, гуманитарные предметы не в большой чести у молодых. При этом замечу, прагматизм – далеко не худшее качество для современного человека. Но вот недавно довелось прочитать об одной очень интересной гипотезе, к которой в той или иной мере присоединяются ученые разных стран: как, каким образом и куда движется эволюция homo sapiens. Согласно этой гипотезе с привкусом фантастики, мы биологически достигли «потолка», недаром ведь речь идет уже о массовом создании клонов людей, биороботов и так далее, хотя и область непознанного здесь еще достаточно велика. И теперь эволюция как бы незаметно идет на уровне… интеллекта, обмена информацией, ее восприятия, усвоения и применения на практике. И поэтому все отчетливей появляется необходимость междисциплинарных связей, потребность не только в узкоспециальных знаниях, а в их широком синтезе, чтобы достигать эффективности в любом деле, в любой профессии.
То есть я хочу сказать, что, порой отказываясь сейчас от гуманитарных знаний в пользу сугубо прикладных, иные молодые сужают перспективы в будущем если не для себя, то для своих детей точно. Ведь все начинается с семьи. А если взять такую науку как история, то не зря, наверное, очень много достойных людей в самых разных сферах деятельности и в нашем крае, включая бизнес, имеют в качестве первого высшего образования именно историческое. У этих людей фундаментально более широкое мировоззрение и незашоренный взгляд на жизнь, отсюда зачастую нестандартность мышления, инновационность принимаемых решений.
Подготовила Нина ГОЛОВИНА.