Дело не в званиях, а в сущности человека
Виталий ЗадорожныйПеребирал я свои старые магнитофонные записи, сделанные во время работы на краевом радио, и нашел интервью, взятое мною в Ставропольском краевом театре драмы. Коллектив театра заканчивал работу над пьесой чешского драматурга Иржи Губача «Адъютантша Его Превосходительства». Роль Наполеона играл в этом спектакле артист Александр Афанасьев. Прослушал я пленку и снова почувствовал себя на сцене, где проходила наша беседа, и, казалось, снова ощутил запах кулис. И вдруг спустя несколько дней нахожу в газетах страшный некролог. Словно током ударили строки в черной рамке: «Безвременно скончался артист Ставропольского академического театра драмы Афанасьев Александр Михайлович. Он ушел на 61-м году жизни, оставив у тысяч его поклонников яркую память о талантливо сыгранных ролях». Прошли сорок дней со дня ухода Александра Афанасьева из жизни. Поразмышляем же о его ролях, и пусть фрагмент того интервью снова прозвучит, теперь уже на газетной полосе, как дань памяти талантливому артисту.
Спектакль «Адъютантша Его Превосходительства» воскрешал историю любви французского императора Наполеона и корсиканки Жозефины. Ее играла Наталья Зубкова. Спектакль должен был показать сложную ситуацию, в которую попал главный герой. Он остался один на один с собой, оказался лицом к лицу с жизненной действительностью. И этот человек просто растерялся. Он не знал, что делать и как себя вести. В тот момент, видно, сбывалась его знаменитая фраза: «От великого до смешного один шаг». И вот тут на помощь ему пришла женщина, которую звали Жозефина, женщина, которая никогда не унывала и из любой ситуации могла найти выход. И не просто найти, а еще каким-то образом повлиять и на события, и на жизнь других людей. Она страстно обращалась к Наполеону: «Я хочу, чтобы ты боролся. Человек живет до тех пор, пока он борется».
Александр Афанасьев роль такого масштаба играл впервые. В этом была сложность. Ведь у каждого человека есть свое представление о Наполеоне, который завоевал пол-Европы. Каков он был на самом деле и предстояло показать на сцене Афанасьеву.
- Работая над ролью, мне пришлось себя сильно «ломать», - размышлял актер. - У меня был до этого в голове свой образ Наполеона. Но в работе над спектаклем чаще всего видение актера сталкивается с видением режиссера. А они, как правило, не всегда совпадают. Конечно, что касается характеров - это большая разница. Характер Бонапарта и характер Афанасьева - это не одно и то же.
Вспоминая Александра Афанасьева, я обратился еще к одному герою, сыгранному артистом на ставропольской сцене. Это был рядовой солдат, простой русский парень Петр Сальников в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Поставлен был спектакль к 30-летию Великой Победы в далеком 1975 году. В газете «Молодой ленинец», где я тогда работал, как раз в Международный день театра, 27 марта, была опубликована моя рецензия на эту постановку, которая называлась «Звонкая доля жизни лейтенанта Плужникова». Пересказывать спектакль, а тем более рецензию не имеет смысла, а привести пару абзацев, в которых идет речь об образе Петра Сальникова, думается, самое время.
«Вспомните бледное лицо Петра Сальникова накануне первой в жизни атаки. Этого бойца-первогодка очень правдиво, искренно и страстно играет Александр Афанасьев. Какие у него глаза! Он впервые увидел смерть человека, который только что живой бежал рядом. Теперь он пытается осмыслить это. Но разве можно когда-нибудь осмыслить смерть? Глаза Сальникова-Афанасьева. Нет, не страх в них за свою жизнь, а желание мести за убитого. А уж коли говорить о цене своей жизни, то и Плужников, и Сальников - все, поднимающиеся навстречу смертельному свинцу, уже в первом бою постигают суровый закон войны: если ты уцелел, значит, за тебя погиб кто-то другой.
Высоки и чисты принципы, исповедуемые бойцами. Прими на себя пули, летящие в командира, как это сделал Сальников, гордись, когда против вас троих враг авиацию бросает, свято верь, что неприступны и неприкосновенны стены крепости этой, кровью твоей политые».
Два диаметрально противоположных образа: император Наполеон и рядовой солдат Петр Сальников. Сыграны одним актером. Сыграны талантливо. И, как сказал артист в том памятном интервью, дело не в званиях, а в сущности человека.
Мне остается только добавить ко всему сказанному, что спектакль «В списках не значился» стал в тот год лауреатом Всероссийского смотра-фестиваля и лауреатом премии краевого комитета ВЛКСМ имени Героя Советского Союза Александра Скокова. И в этом немалая заслуга актера Ставропольского краевого театра драмы Александра Афанасьева, которому в тот год было всего 27 лет. Лермонтовский возраст. Возраст таланта. Действительно, дело не в званиях, а в сущности человека. Сам того не подозревая, артист сказал это и о себе.