Дневник одной поэтессы

Сергей Гаврилюк

Сборник стихов у нашей героини вместо личного дневника

Часто встречаются люди, которые свои переживания записывают в дневники и потом никому не показывают, боясь выдать всё личное с потрохами. А встречаются и те, кто вместо дневника все время пишет стихи. Встретились недавно с сокурсницей Сашей, давно хотел узнать про её творчество, да все никак не получалось, а тут подвернулась возможность. Недавно у неё вышел поэтический сборник «Апофеоз частиц», который и стал неким подобием дневника, в котором видно, как взрослел и менялся человек.

- Саша, с какого возраста ты начала писать?

- Первое стихотворение написала лет в 5-6, у бабушки в деревне. Писала про часы, про птиц, про животных (смеется). Про все, что меня окружает. Ну, понятно, ребенок все изучает. Потом лет в 9-8 начала для бабушки и тети выступать со стихами. Лет в 13 мне стало стыдно за эти стихи, и, представляешь, я их сожгла! Ну и, понятное дело, пошли стихотворения о первой любви, как мальчики нравятся девочкам. Все логично, ничего необычного. Писала всё в тетрадке, которую теперь решила сохранить. А со знаменитого 2007 года стала уже писать о другом. В это время был расцвет субкультур, не обошло это стороной и меня. Прошлась и по эмо, и по готике. Ну и литературу читала соответствующую: очень нравились Лавкрафт, По, Энн Райз. В тот момент меня стали посещать мысли о том, что такое жизнь и смерть, верх и низ.

- Университетская программа пошла?

- Ну да, как раз то, чему нас потом на зарубежной литературе учили (смеемся). Тогда же я написала первую, на мой взгляд, серьезную вещь. Возник вопрос, что такое писательство, творчество в целом. Тогда написала стихотворение, которое начиналось со слов: «Скажите, любовь продается? - сказал издатель, подходя к столу». Оно как раз было о том, что очень много массовой литературы низкого качества.

- А вообще как часто берешься за перо?

- Пишу я вообще редко - раз в три месяца, иногда меньше, а иногда и больше. У меня в итоге не так много стихов, а хороших ещё меньше (смеется). Есть же такой поэтический метод, когда пишешь каждый день. Допустим, так Хемингуэй делал: он был уверен, что писательство — это труд, поэтому ему нужно посвящать каждый день. Но у меня так не получается. Считаю, что это должно накопиться, пройти через тебя и постепенно выйти в какой-то форме.

- То есть поэзия у тебя именно для души. А какому труду посвящаешь каждый день?

- Сейчас я на фрилансе, занимаюсь продвижением в социальных сетях. Ещё в университете начала работать в SMM, в итоге это превратилось в хобби. Потом уже стала получать с этого какой-то доход. В какой-то степени это творчество: обыденную вещь подавать необычно. В этом плане пример старой «Ленты.ру» показателен. Они просто стали интересно подавать новости в соцсетях. В итоге сегодня есть «Лентач», хотя сама «Лента» уже давно поменялась. В общем, меня поглотил мир SMM. Ну а пока была в свободном полете, ездила в другие страны и подсела на путешествия. В прошлом году была в Венгрии, Турции, Австрии. Вот недавно побывала в Америке.

- Ну здесь не могу не задать вопрос из Венички Ерофеева: «Свобода так и остается призраком на этом континенте скорби?»

- Свобода там кажущаяся. Её дают определенными порциями, но все равно все подвергается жесткому регламенту. Зато люди там принимают себя такими, какие они есть, не парятся по поводу каких-то мелочей. Там, например, человек может ехать в метро и танцевать под музыку, подпевать, и это нормально. Но в то же время они будут держать тебя на расстоянии вытянутой руки. Помогут, расскажут, но близко не подпустят. Там люди друг к другу в гости не ходят, встречаются на нейтральной территории, питаются в кафешках, вещи стирают в прачечных. Это все подано в форме концепции, что город и есть твой дом. Мне понравился этот подход.

- А сам Нью-Йорк какое впечатление производит?

- Деловой центр на Манхэттене — это просто бетонные джунгли. А в остальных районах, типа Бруклина, Квинса, уже обычная природа и частные дома. Там все, как в «Одноэтажной Америке» Ильфа и Петрова.

- Ильф и Петров в фаворитах?

- Я, в принципе, выросла на их творчестве, на творчестве Зощенко. Они же в итоге повлияли на то, что я пишу сейчас.

- От любовной лирики перешла к чему-то новому?

- Ну да. Сперва писала о том, что вижу, потом период стихов о любви, девочках, затем философские поиски. А где-то лет в 20 что-то во мне переключилось, видимо, начался новый этап, стали нравиться юмористические стихотворения. Мне всегда нравился юмор и слог Ильфа и Петрова, Зощенко, это и перешло в мои стихи. Сейчас нравятся эпиграммы Гафта, стихотворения Галича. От лирики о любви, жизни и смерти, перешла к бытописательству: случай на пляже, как люди отдыхают в Краснодарском крае. Или, например, я работала в офисе и каждый день слушала женские истории. В итоге перевела их в юмористическую форму, и вышло стихотворение об офисе. Или придет мысль в маршрутке в голову, например, об отношениях в браке. В итоге вернулась домой и написала стихотворение о том, как жена постоянно пилит мужа. О такой среднестатистической «женщинке» (смеется).

- А раньше кто у тебя был в числе вдохновителей?

- Всегда очень нравилась манера Маяковского, Бродского, Ахматовой. У Маяковского цепляет чеканка, у Бродского — глагольность и грамматическое построение. И у всех — лаконичность и конкретика. В творчестве может и не совсем приемлемо не растекаться мыслью по древу, но мне это близко. В общем, лет с 18 до 21 меня не покидала троица «Ахматова, Маяковский, Бродский».

- У тебя есть группа «ВКонтакте», Pera. Там около тысячи подписчиков, то есть аудитория все-таки не ограничивается небольшим кругом друзей?

- Ты знаешь, я сперва создала группу как раз для себя и для друзей, чтобы публиковать свои работы. Но пишу я их не ежедневно и не так много, поэтому решила внести туда интерактивчик, обзоры на книги, фильмы, музыку. Делала рубрику по фотографии. Публиковала работы Родченко, Хельмута Ньютона, Брессона. В итоге, к моему удивлению, туда стали добавляться люди. Удивительно, что группа, созданная просто для своих стала потихоньку расти.

- А почему такое название?

- Первое время была не Pera, а Poire, «груша» в переводе с французского. Мне нравится этот язык, его звучание, хотя я его не знаю (смеется). Ну и друзья меня прозывали «грушей». В общем, название носило такой игровой формат. Потом я ударилась в испанский, а на испанском груша — pera. Вот и выбрала такое название. Пока не собираюсь менять.

- В начале года у тебя вышел сборник «Апофеоз частиц». Как ты к нему пришла?

- Вообще, о сборнике я мечтала ещё лет в 12-13. Сперва это просто была мысль: «Хочу сборник». А как это сделать, я не знала, мне это казалось чем-то заоблачным. Постепенно забыла, повторно о выпуске сборника я подумала в 2014 году. У меня накопился определенный опыт, стихи, которые хотела выдать. Вообще, я сама себе очень строгий критик. Большинство моих работ мне не очень нравились. Подбирала я их по степени «нравится - не нравится». Начала отбор с 15-16 лет, с периода, когда у меня более-менее начал оттачиваться слог, до этого его не было, рифмовала просто: люблю-куплю, тебя-меня и т.д. А после 15-16 лет стихи становились более аутентичными. В итоге выбрала стихи с 16 лет до настоящего времени. Эти работы и вошли в сборник.

- А кто помогал с версткой?

- Изначально обратилась к подруге Насте, дизайнеру. Долго выбирали обложку, смотрели, как лучше сделать, но у неё была занятость большая, поэтому организовать все не получилось. В итоге друг Максим Андреев посоветовал своего дизайнера Мишу, он учится сейчас в Ростове. Мы с ним познакомились, пообщались, я дала ему 30 своих стихотворений. Сделали все за месяц. Он подал идею сделать, например, на одной стороне стихотворение, на другой — свободное место, чтобы можно было записать свои мысли. Сборник в свободной форме; прочтет человек мой стих, возникнут какие-то свои мысли — напишет прямо здесь же. Плюс мы сделали сборник квадратным, стихотворения находятся под разным углом. Получилось интересно: стихи — от женщины, дизайн — от мужчины.

- Исполнилась детская мечта?

- Конечно. Правда, тогда мне просто хотелось, а теперь это определенный итог, описанная часть моей жизни, которая выразилась в такой форме. Не обошлось, конечно, без косяков, пока только пара экземпляров для себя, но вышло все равно «дороГо — боГато» (смеется). Теперь хочу зарегистрироваться на «бумстартере», собрать денег и уже сделать второе издание, чуть изменить формат, чтобы получился карманный вариант, и выдать небольшим тиражом для друзей и самых близких.

- По сути, у тебя получился эдакий дневник. «Дорогой дневник, сегодня произошло столько интересного»...

- Да, выходит, что так. Просто у меня получается вести эти записи в другой форме, так, как мне нравится. Нет цели продавать стихи огромными тиражами. Это в большей степени увлечение, что-то для души. У меня в гостях могут просто собраться друзья, и, если они попросят, я им прочитаю что-то из своего.

мир увлечений, стихи, увлечение, поэзия

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление