«Домашка» нужна, и это – аксиома!

Лариса Ракитянская

«Домашка» нужна, и это – аксиома!

В начале сентября пришла новость из Москвы: во время встречи Президента РФ В. Путина и С. Собянина педагоги высказали ряд предложений, касающихся организации учебного процесса в старших классах и грядущих перемен в ЕГЭ. Прозвучала мысль, что учащиеся 10–11-х классов перегружены учебой, а ведь им надо одновременно учиться и готовиться к ЕГЭ. В связи с этим столичные учителя предложили сделать домашние задания для учеников 10–11–х классов добровольными, создать открытый банк экзаменационных материалов и разрешить неоднократно пересдавать ЕГЭ. Путин с первым предложением согласился, отметив: очень важно, чтобы у ребят оставалось свободное время. Конечно, хотелось бы, чтобы оно использовалось с умом, отметил президент.

Поскольку разговор на подобные темы состоялся на самом высоком уровне, многие ставропольские старшеклассники идею об отмене «домашки» восприняли с воодушевлением. А что думают об этом учителя нашего города?

В минувшую пятницу в редакции «Вечерки» прошел «круглый стол»: мы пригласили ключевых предметников – учителя русского языка и литературы гимназии № 25 Наталью Михайловну Малахову, учителя математики из 42-й школы Галину Магомедовну Свенцицкую, химика из 7-й школы Ирину Анатольевну Панову и физика из СОШ № 6 – Веру Матвеевну Кенендыкову.

Это в школах проходили…

– Идея об отмене домашнего задания не нова, – говорит Н. М. Малахова, учитель русского языка и литературы гимназии № 25, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012».

– Домашнюю работу действительно отменили в Германии, Франции и Англии, но только для младших школьников и при условии продленного дня. У нас тоже есть «продленка», и родители очень рассчитывают, что домашнее задание с детьми здесь выполнят, а на вечер ничего не останется. На практике не всегда так получается: письменные предметы отрабатываются в школе, устные задания ребята чаще готовят дома. Кстати, в США этот вопрос тоже многократно пересматривался, домашние задания то отменяли, то вновь реанимировали. Интересно, что в очередной раз сторонники «домашки» победили, например, после запуска первого советского спутника в 1957 году. Думаю, не стоит игнорировать опыт, свой собственный и наших зарубежных коллег. Домашняя работа – логичное продолжение классной, это тот вид работы, который позволяет овладевать научными понятиями через неоднократное их осмысление, развивает творческие задатки ребенка.

– Они нужны особенно при усвоении курса русского языка и литературы?

– Русский язык – точная наука. Чтобы научить ребенка грамотно писать, нужно, чтобы он овладел многими алгоритмами до автоматизма. Понять такой алгоритм ребенок должен в классе, отработать – дома, и здесь роль самостоятельной работы особенно велика. Другое дело, что характер домашних заданий может быть очень разным. Здесь опытный учитель применяет весь спектр – от обычных упражнений до заданий творческого характера: вместе идем в театр, смотрим спектакль, а потом в классе – пишем рецензию.

А что касается литературы, здесь без домашнего задания обойтись никак нельзя! Когда же ребенок должен читать?

Про «мать учения» и математические «озарения»

Галина Магомедовна Свенцицкая (кстати, победитель краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013» в номинации «Лучший учитель») считает: домашние задания по ее предмету не следует игнорировать ни в каком случае. Во-первых, потому, что никто не отменял истину: «Повторение – мать учения». А во-вторых, именно во время выполнения домашней работы ученик может почувствовать «вкус» к математике. Галина Магомедовна уверена: дома, за решением задач, случаются те самые «математические озарения», которые в классе пробудить бывает не так просто. Ученик, постигший и понявший тему сам, никогда не забудет этого успеха!

– Я бы и сама была рада не давать детям домашних заданий. Это такая тайная (и, увы, несбыточная!) мечта каждого учителя,  – признается Галина Магомедовна. – Но в математике иначе нельзя: порой понимание темы или какого-то правила приходит чуть ли не на «автопилоте». Например, я предлагаю детям до сотни раз написать формулы сокращенного умножения. Работает моторная, зрительная память, механическое повторение вдруг «включает» логику – и ребенок выходит на уровень осознанного восприятия. Это – победа!

Химия и физика – науки эмпирические. Литература – тоже!

И. А. Панова и В. М. Кенендыкова тоже в принципе против отмены домашних заданий:

– В химии есть разделы, где домашняя работа (в виде простого бытового эксперимента) открывает не просто закон. Изучая «органику», дети в домашних условиях ставят эксперимент с сахаром и солью – их надо расплавить на сковороде, чтобы увидеть, какая разная у этих веществ температура плавления, – говорит И. А. Панова.

А В. М. Кенендыкова приводит в пример свою школу, где на уроках биологии нет домашнего задания уже давно:

– Просто на уроке учитель и ученики успевают основательно изучить тему. Но на следующем уроке будет обязательный разговор по пройденному материалу,  – рассказывает Вера Матвеевна.

– То есть домашнего задания в «чистом виде» вроде и нет, а проверка усвоенного – обязательна. Да и научить решать физические задачи без домашних заданий вряд ли возможно…

А Н.М.Малахова считает, что главная «домашка» по литературе – это чтение. Оно тоже в какой-то степени – опыт, «поставленный» в домашних условиях. Знание текста – главное и непременное условие изучения литературы, и без самостоятельной работы вне школы здесь никак не обойтись. Это необходимо и для самой сложной части ЕГЭ по русскому языку – сочинения, ведь аргументировать свое мнение выпускнику предлагается с опорой на литературный материал. Старшеклассники, считает Малахова, уже хорошо понимают это, и в гуманитарных классах дети «начитывают» довольно много.

ЕГЭ: если груз эквивалентный…

Всем участницам «круглого стола» я задала один и тот же вопрос: бытует мнение, что старшеклассники, готовящиеся к ЕГЭ, и так испытывают непосильные нагрузки. Если это так, то отменить домашние задания в 10–11-х классах – дело самое что ни на есть правильное?

Мои собеседницы не согласились со мной, а относительно нагрузки при подготовке к ЕГЭ сказано было так.

Н. М. Малахова:

– В школах сегодня добротно готовят к ЕГЭ! На уроках русского языка в старших классах планирование учебного материала строится так, что и необходимый минимум усваивается, и осуществляется комплексное повторение всего курса, рассматриваемого сквозь призму заданий ЕГЭ. Кроме того, во многих школах на старшей ступени есть элективные курсы, где выпускников целенаправленно готовят к экзамену, рассматривая самые сложные задания. И это абсолютно бесплатно. Но многие родители, желая «перестраховаться», нанимают своим чадам репетиторов. Вот это, на мой взгляд, – действительно лишняя нагрузка! В итоге – двойные домашние задания (к школьным добавляются репетиторские), расслабленное состояние ученика на уроке (срабатывает установка, что этот материал будет объясняться отдельно) и просто неэффективное расходование времени. Меня недавно поразил один ученик: он отпрашивался со специального часа по подготовке к ЕГЭ, объяснив мне, что как раз на это время у него назначена встреча с репетитором. Потом я посмотрела его конспект и убедилась: в предложенной платным преподавателем системе подготовки есть существенные пробелы, а кое-какие подходы надо в корне менять. Ну разве можно согласиться с такими родительскими решениями?!

Г. М. Свенцицкая:

– Мы с 2006 года сдаем ЕГЭ по математике. За эти годы ко мне пришло стойкое убеждение, что система экзамена позволяет определить с достаточной степенью точности, насколько хорошо или плохо усвоен учеником весь школьный курс математики. ЕГЭ  – ноша для детей вполне посильная, это универсальный инструмент проверки знаний, ведь ничего принципиально нового он с выпускника не спрашивает. А готовиться к ЕГЭ можно и в школе, и обязательно – дома, вместе с той же домашней работой. Тогда все получится!

И. А. Панова и В. М. Кенендыкова были солидарны: они говорили о том, что ЕГЭ по химии и физике дети сдают по выбору.

До этого они его уже сделали – учились по соответствующему профилю в старших классах. Значит, и ЕГЭ, и домашняя работа – это часть целостной системы обучения, а школьники в старших классах в большинстве своем уже определились с будущим призванием. Так что и домашняя работа, и весь комплекс подготовки к ЕГЭ – это правильный «инструмент». Если от него отказаться, дети только расслабятся. А что потом? Может наступить даже разочарование и неуверенность в правильности выбранного пути…

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление