Джон Уоррен: «Надеюсь, в моих глазах видно, что я очень люблю Россию!»
Ольга МетёлкинаВ конце марта в Ставрополе побывала съёмочная группа программы «Поедем, поедим!» компании НТВ («ВС» от 30 марта 2013 г. ««Поедем, поедим!» в Ставрополе»). Мы не могли упустить шанс познакомиться с теми, кто делает популярную передачу. В то время как группа готовила площадку к съёмке в одном из ставропольских ресторанов, нам удалось взять интервью у ведущего программы Джона Уоррена (помогли его организовать председатель комитета Ставропольского края по массовым коммуникациям Игорь Воронин и заведующая сектором издательской деятельности и интернета Елена Назаренко, за что им персональная благодарность от редакции «ВС»).
Признаюсь, что для журналиста Джон - настоящий подарок: эмоционально раскрепощённый, позитивно настроенный, открытый собеседник, превосходно владеющий русским языком и обладающим незаурядным чувством юмора.
– Джон, Вы не боялись ехать в Россию? Всё-таки - чужая страна с другим уровнем жизни, со своим менталитетом, да ещё в «лихие 90-е»...
- С учетом того, что мне было 22, когда я переехал в Россию, я ничего не боялся. Какие-то представления, может быть, и были, но они за это время очень сильно изменились. С 12 лет я, в общем-то, знал, чем дышит страна, я знал, куда еду, какие есть проблемы и плюсы. Не могу сказать, что удивился, был шокирован, когда приехал.
У вас великая культура. И для меня важно понять её, ваши традиции, ваши суеверия. У меня диплом по русскому языку, и я делал диссертацию по Булгакову на тему: «Чем отличается Иешуа Га-Ноцри от Иисуса в иерусалимских главах романа «Мастер и Маргарита»». Я очень люблю Булгакова. Мне нужно было приехать в Россию и жить здесь, чтобы понять то, что он писал. Очень уважаю русскую литературу. Я больше читал русскую литературу, чем английскую.
– Как Вы попали на телевидение? У Вас уже был опыт участия в телевизионных проектах до программы «Поедем, поедим!»?
- Моя жизнь в России была довольно-таки странной: торговал зерном, экспортировал подсолнечник, работал в банке, открыл свой колбасный цех. Семь лет жил в Ростове-на-Дону. И когда после кризиса я вернулся в Москву, меня пригласили на проект «Званый ужин». Я, правда, не выиграл, но стал заметным, и с того момента меня стали приглашать в разные шоу – «Саша Гардон», «Закрытый показ», «Гордонкихот», «Честный понедельник», «НТВшники», «Пусть говорят». Я стал занимать нишу как иностранец, говорящий по-русски, который «поперчит» передачу, о чём угодно.
Я не журналист, не телевизионщик, я не собирался строить карьеру на телевидении. Просто так получилось. Но если ты филолог, у тебя есть храбрость в душе, ты можешь заняться чем угодно.
- Джон, как изменилась Ваша жизнь в связи с участием в передаче «Поедем, поедим!»?
- Проект начался в прошлом году. Первый эфир был 3 ноября. Мы пережили тяжелую русскую зиму. В первый раз за 22 года я остался в России на всю зиму. Обычно удавалось уехать, греть свои кости на каком-нибудь пляже в Таиланде. Я очень люблю Азию, поэтому чаще всего уезжал туда. В этот раз, поскольку у нас эфир раз в неделю и мы делаем «всего лишь» одну передачу в неделю, можно понять, что у нас нет возможности отдыхать. Я даже не могу болеть сейчас.
– Приготовление блюд для Вас — это работа, увлечение или творчество?
- Я люблю готовить, потому что мне кажется, что это процесс творческий. Мне нравится, что всё начинается с рынка. Может быть, ранним утром (потому что к обеду торговцы уже уходят домой) прийти на тот рынок, где тебя знают, где тебя не обманут, где скажут: ой, Джон, сегодня специально для тебя оставили что-нибудь такое. Ты понимаешь, чем живет народ на рынке. Ты можешь прийти туда, не имея никакого понятия, что ты будешь готовить, даже я бы сказал, что так и надо: прийти на рынок и открытым умом понять, что там есть и что ты хочешь готовить.
Моя любовь к еде от папы, он - серьезный гурман, и всё, что я узнал в детстве про еду, это от него и от наших каникул: мы очень часто ездили во Францию. Я такой человек: если мне это нравится, я хочу это делать сам. А вдруг получится?!
Я не делаю того, что мне не нравится. Моя съемочная группа знает, если мне что-то не нравится, это видно по лицу. Мне кажется, что очень многие люди не только здесь, на нашей планете, делают то, что им не нравится: они встают, когда им не нравится, они идут на какую-то работу, которая им не нравится, получают зарплату, которая им не нравится, они едут домой и живут с людьми, которые им не нравятся. Надо делать то, что ты любишь. Может быть, это мое первое правило в жизни — делай то, что ты любишь, тогда ты можешь считаться счастливым человеком.
– Джон, раз об этом зашла речь, расскажите о своих гастрономических предпочтениях и о том, что Вы любите готовить.
- Я очень люблю супы. Я жил в Ростове, поэтому узнал 250 способов готовить уху. Теперь в моём арсенале есть грибная похлебка, которую я готовил с Дедом Морозом в Великом Устюге. Это то, что я называю северной пищей. Вы южане, у вас растут помидоры, огурцы. В Великом Устюге и Лондоне они не растут. Нас объединяет какая-то любовь к питательной пище: она должна быть с крахмалом, перловка какая-нибудь, овсянка. Нужно «топливо». Поэтому часто я готовлю похлебку с перловкой, белыми грибами, шампиньонами. Наши северные кухни вообще очень похожи.
Каши не настолько популярны в Англии, как здесь. Мы едим овсянку, это очень полезно. Редко - рисовую, манная вообще не «в моде». Гречка совсем не существует. И очень жаль, потому что я стал очень любить гречку с грибами и с луком.
- Как Вы относитесь к натуропатии в питании?
– Мне кажется, ты не можешь любить хорошую еду, если ты чистокровный натуропат, потому что самая вкусная еда, она иногда и очень вредная. У меня уже на протяжении многих лет продолжается постоянная борьба с весом. Раньше я занимался спортом, и это мне было по барабану, я ел и не поправлялся. Со временем стал есть более полезное. Но некоторые блюда не бывают полезными. Мое самое любимое блюдо — утка конфи. Это очень вредно, но очень вкусно.
А то, что я мог бы есть каждый день — простой белый рис и консервированный тунец с майонезом. От этого блюда я не устану никогда. Всё, кроме майонеза, в нём полезное.
- В России есть поговорка: «Хорошо там, где нас нет». Человек, долго живущий в своём городе, часто перестаёт замечать его положительные стороны. А какими, на Ваш взгляд, преимуществами обладает Ставрополь?
– У вас прекраснейший климат. Я чувствую себя здесь, как у себя дома. Сегодня типичный полуоблачный, немножко мрачный день, как в Лондоне. 300 километров до Каспия, 300 километров до Азовского моря - отличное место. Рядом потрясающие горы. Здесь очень богатый генофонд, поэтому очень красивые люди. Вы можете выращивать практически всё. В Англии мы почти ничего не выращиваем, импортируем продукты за тысячи километров: фасоль из Кении, клубнику из Перу... Вам это не надо абсолютно.
– Джон, мне кажется, Вы за два десятка лет перестали быть просто «иностранцем, говорящим по-русски»...
- Я надеюсь, в моих глазах видно, что я очень люблю Россию. Очень часто люди думают, если я критикую, это я как бы сравниваю: у нас там всё хорошо, а здесь как-то не очень. Я не сравниваю, я считаю, что за 22 года я заработал себе право критиковать место, где я живу, потому что я хочу делать красивее, больше или лучше. Если я болею, то я болею, как и вы. Проблемы есть везде, но их надо решать вместе.
Я понимаю, «русских умом не понять, можно только верить». Я очень сильно стараюсь, и мне кажется, что эта передача - колоссальная возможность для меня еще глубже понять Россию. Может быть, когда-нибудь я скажу: теперь я вас понимаю.
* * *
Программа «Поедем, поедим!», подготовленная в Ставрополе, выйдет в эфир в воскресенье, 14 апреля, в 11.25, на канале НТВ.
Видеоверсию интервью Джона Уоррена «Вечернему Ставрополю» вы можете найти на нашем сайте www.vechorka.ru.
Из биографии Джона Уоррена
Англичанин. Родился в Майами (США), но не любит, когда его ошибочно считают американцем. В юном возрасте переехал с родителями в Великобританию. С 12 лет изучал русский язык. В 1991 году окончил Бристольский университет. В том же году приехал в Россию. В Москве работал в компании, специализировавшейся на торговле зерном. Через три года переехал в Ростов-на-Дону, открыл фирму «Agrafin» по кредитованию фермеров и закупкам у них продукции на экспорт. В 1998 году фирма обанкротилась, и Джон вернулся в Лондон. В мае 2004 года Джон Уоррен решил организовать в России собственное производство и открыл в подмосковном Королёве цех по выпуску традиционных английских колбасок - sausage.
В октябре 2012 года стал ведущим познавательного проекта «Поедем, поедим!» компании НТВ.
Фото и видео Александра ГОЛОЛОБОВА.