«Если вы хотите почувствовать себя на Родине...»
Ольга МетёлкинаВ ноябре те, кто любит и ценит творчество Фёдора Михайловича Достоевского, отмечали его 190-летие. Волей судьбы и благодаря Союзу театральных деятелей России в день рождения гениального писателя я оказалась в небольшом городке в Новгородской области, в котором несколько лет жил и очень плодотворно работал Фёдор Михайлович. Старая Русса стала местом рождения героев целого ряда его произведений.
В нынешнем ноябре в Новгороде Великом и Старой Руссе проходил традиционный, уже пятнадцатый Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского. В этом году в нем принимали участие 10 театров из различных регионов России, Белоруссии и Сербии. Всего - 163 участника. Как говорит зампредседателя оргкомитета фестиваля директор Новгородского академического театра драмы Виктор Назаров, из проекта, носившего камерный, узкий характер, фестиваль стал более вариативным, каждый новый не похож на предыдущий. К примеру, в этом году он открылся показом художественного фильма «Три женщины Достоевского» режиссёра Е. Ташкова. К тому же не все спектакли нынешнего фестиваля были камерными. Неизменным осталось время проведения - дни Достоевского на новгородской земле.
Достоевский по-русски, по-сербски и по-белорусски...
Спектакль, открывший фестиваль, привёз на новгородскую землю коллектив из Саранска. Государственный русский драматический театр Республики Мордовия представил на суд зрителей премьеру - «Дядюшкин сон», где в главной роли выступил горячо любимый у себя на родине актёр Сергей Адушкин. Настоящим открытием и подарком для саранского коллектива в этой постановке стала работа актрисы Ирины Абросимовой в образе Марии Александровны Москалевой.
Когда я говорила ранее о том, что со временем изменился формат новгородского фестиваля, я имела в виду работы именно таких театров, как саранский, а также минский. Белорусы привезли инсценировку по мотивам «Преступления и наказания», которая в редакции режиссёра Валерия Анисенко получила название «Сонечка». В спектакле много музыки, выразительной пластики. И хотя он не даёт полного представления о произведении Ф.М. Достоевского и идёт на белорусском языке, смотрится на удивление легко. Забегая вперёд, скажу, что Республиканский театр Белорусской драматургии из Минска получил на фестивале приз зрительских симпатий.
Иностранный язык звучал и в другом фестивальном спектакле, и тоже по «Преступлению и наказанию». Театр «Ирина Колесар» из сербского города Сремска Митровица показал «Кошмар Родиона Романовича» в исполнении двух актеров — Владимира Балащака и Елены Янкович. Эта очень короткая по продолжительности постановка поразила зрителей непривычным делением сценического пространства, взаимодействием актёров и формой самого действия. Эмоциональное воздействие сербского спектакля многократно усиливалось от того, что он показывался в стенах Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе.
Фёдор Михайлович в современном театре
В программе фестиваля было много интересных постановок, опровергающих мнение о том, что Достоевский, не будучи драматургом, весьма тяжёл для театра. На разных сценах Старой Руссы и Новгорода артисты трёх разных театров - Новокузнецкого драматического, Московского - «Школа драматического искусства» и «Мастерская» под руководством Г. Козлова из Санкт-Петербурга показали своё прочтение небольшого рассказа Ф.М. Достоевского «Кроткая». Удивительно, как по-разному можно осмыслить и показать один и тот же текст, одних и тех же героев.
С большим успехом на фестивале выступили артисты Московского драматического театра «АпАРТе». Жанр спектакля «Иван и Чёрт» его создатели обозначили как «серьёзный фарс по тексту романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»». Действительно, без авторского слова зрителю трудно было бы понять, что сценическое действие имеет отношение к нетленной классике. Но ведь как затягивает игра поистине демонически харизматичного Александра Орловского и его партнёров Анастасии Зыковой и Дмитрия Дежина. Сожалею, что не могу передать средствами газетной публикации особой атмосферы и эмоционального колорита спектакля. Это тот случай, когда лучше хотя бы один раз увидеть.
Очень интересную работу на фестиваль привезли студенты Школы-студии МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А.П. Чехова — спектакль-путешествие по роману «Братья Карамазовы». Постановку «МЫкарамазоВЫ» осуществил режиссер Виктор Рыжаков. И хотя c учётом формата фестиваля была показана только вторая её часть — диалоги, увиденное оставило целостное впечатление о большой серьёзной работе, в которой есть и сам Достоевский, и современное прочтение его произведения.
Но вот настоящим событием фестиваля, по мнению жюри, стало выступление Нового художественного театра из Челябинска со спектаклем Евгения Гельфонда «Бесы. Сценические опыты, часть III». Перед мощным воздействием персонажей романа не устояли и члены молодёжного экспертного совета: не обсуждая свои предпочтения с профессиональными критиками, они единодушно решили вручить свой специальный приз актёру Нового художественного театра Александру Майеру, блестяще исполнившему в спектакле роль Степана Трофимовича Верховенского.
Коль речь зашла о жюри, хотелось бы сказать о том, что у столь солидного фестиваля и команда критиков была весьма представительной. В группу экспертов в этом году вошли: театральный и литературный критик, писатель, кандидат филологических наук Наталья Старосельская, театровед, кандидат искусствоведения, пресс-секретарь Центрального Дома актёра Алла Садовская, заслуженная артистка РФ, актриса театра и кино Татьяна Ташкова, а также актер, режиссер, публицист Павел Тихомиров. Возглавила жюри театровед, театральный критик Ирина Алпатова. Впервые на этом фестивале работал молодёжный экспертный совет из числа выпускников семинара театральных критиков СТД России под руководством Н. Старосельской.
Северный курорт и родина героев Достоевского
Признаюсь, до поездки на этот театральный фестиваль о Старой Руссе я почти ничего не знала. Если по Петербургу Достоевского я ходила с «Преступлением и наказанием» в руках, считая количество шагов от комнаты Раскольникова до квартиры старухи-процентщицы, то куда направиться в Старой Руссе в поисках запечатлённых Достоевским улиц и домов, было неизвестно. Помогли, как обычно, музейные работники - заведующая Домом-музеем Ф.М. Достоевского Наталья Анатольевна Костина и её коллеги. Казалось, что с Фёдором Михайловичем их связывают какие-то особые, почти родственные отношения. Старший научный сотрудник Наталья Дмитриевна Шмелёва уже много лет подряд водит экскурсии по этому уникальному музею, но кажется, что она только вам открывает семейные тайны пребывания семьи Достоевских в этом удивительном доме. Однако самое сильное впечатление лично на меня произвёл не сам дом, который пострадал во время войны и был восстановлен, а двор, вымощенный камнем. Эта мостовая — самый подлинный экспонат музея, молчаливый свидетель прогулок Достоевского в непогожие дни.
Обычно ноябрь в Старой Руссе не радует хорошей погодой. Десять лет назад, когда здесь открывали памятник Ф.М. Достоевскому, было много снега и стоял крепкий мороз, рассказывали очевидцы. В этом году повезло — в то время, когда Ставрополь заваливал снег, на новгородской земле всё ещё продолжалась осень. Правда, немного промозглым выдался день рождения писателя. После панихиды в Георгиевском храме, прихожанином которого в своё время был Фёдор Михайлович и его домочадцы, участники фестиваля отправились к знаменитому памятнику работы скульптора В. Клыкова. А потом сотрудница Дома-музея Ф.М. Достоевского Жанна Смирнова провела нас к знаменитому Илюшину камушку из романа «Братья Карамазовы» на бывшей Ильинской улице. По дороге она рассказала, что во времена Федора Михайловича в этом старинном городе проживало не более 17 тысяч человек, а теперь почти в два раза больше. Однако из 20 православных храмов здесь осталось всего 11, и далеко не все сегодня являются действующими.
Что привлекало и тогда, и теперь в Старую Руссу людей из разных губерний России? В первую очередь - лечебные минеральные источники. Ещё в первой половине XIX века здесь был организован бальнеогрязевый курорт. В 1922 году в городе даже была построена трамвайная линия, функционировавшая в течение 17 лет, по которой приезжие с вокзала попадали к месту лечения и в парк минеральных вод. Курорт «Старая Русса» и теперь остаётся градообразующим предприятием маленького города.
В XX веке Русса стала местом паломничества поклонников творчества Ф.М. Достоевского. Здесь были написаны главы романов «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы». По старорусским улицам некогда ходили прототипы произведений Фёдора Михайловича. Десять лет назад на одном из домов на берегу речки Перерытицы была открыта мемориальная доска с надписью: «В этом доме жила Агриппина Меньшова — прототип Грушеньки Светловой в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Здание сегодня находится в плачевном состоянии, а идея отреставрировать его и передать музейщикам не находит поддержки у руководства города. Как всегда, нет денег...
Старой Руссе, судя по археологическим находкам, скоро исполнится 1000 лет. Она похожа на многие маленькие города российского северо-запада и одновременно обладает только своими неповторимыми чертами. И лишь побывав здесь, понимаешь, почему Фёдор Михайлович выбрал именно это место и почему в одном из путеводителей написано: «Если вы хотите почувствовать себя на Родине, приезжайте в Старую Руссу».