Февральские премьеры в Ставропольской филармонии
Татьяна ДаниелянРепертуарная февральская афиша Ставропольской государственной филармонии пригласила почитателей классической музыки на концерт «Странствия и грёзы романтиков», обещая премьерное исполнение произведений ярких представителей немецкого романтизма XIX века - выдающихся композиторов Франца Шуберта и Роберта Шумана.
Произведения Ф. Шуберта проникнуты неисчерпаемым вдохновением, самобытным характером, глубиной мысли и вечно юным содержанием. Судьба подарила композитору всего 31 год жизни, за которые он создал большое количество произведений, прикоснувшись в своём творчестве ко многим музыкальным жанрам. Это симфонии, камерные ансамбли, произведения для фортепиано, более 600 песен и вокальные циклы. Тонким лиризмом и песенными мелодиями пронизано всё творчество Ф. Шуберта. Его вокальный цикл из 20 песен «Прекрасная мельничиха» на стихи поэта В. Мюллера, созданный в 1823 году, стал первым в истории романтической музыки XIX века. Музыкальный роман в новеллах, где каждая песня включена в линию развития сюжета. Песни отличаются запоминающимися мелодиями, а фортепианный аккомпанемент рисует картины природы. Юный мельник отправляется в путь искать своё счастье. Устроившись подмастерьем на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина. Любовь приносит радость и надежду, но девушка дарит свои чувства его сопернику - охотнику. Горечь и разочарование... Но жизнь продолжается, и мельник, поведав о своём горе единственному верному другу и утешителю - ручью, отправляется в путь искать счастье...
В первом отделении концерта солист филармонии Сергей Захарченко исполнил семь песен из цикла «Прекрасная мельничиха», убедительно передав сложную гамму чувств молодого человека. Внезапно вспыхнувшая любовь, искренняя надежда на взаимность, сомнения и ревность, гордость и глубокая печаль - всё это слушатели пережили вместе с исполнителем. Сергей Захарченко обладает мягким бархатным баритоном, умело пользуется фразировкой и нюансировкой, проникая в глубину каждого произведения и переживая с героем все перипетии судьбы.
Второй премьерой концерта стало обращение к вокальной лирике Роберта Шумана. Солист филармонии, лауреат международных конкурсов Юрий Беляев исполнил 13 песен из вокального цикла «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне. Роберт Шуман был поклонником Ф.Шуберта и в своём творчестве продолжил его традиции. Композитор сочинил семь вокальных циклов. Самым любимым вокалистами и часто исполняемым является цикл из 16 песен «Любовь поэта», написанный в 1840 году. Герой произведения - влюблённый поэт. Он живёт в мире мечтаний, восторга, радости и счастья. Но возлюбленная изменяет ему, и на смену приходят отчаяние, страдание и разочарование. Но воспоминания о коротком миге любви дороги поэту.
Юрий Беляев тонко раскрыл образ влюблённого поэта, передал мелодику стиха и психологические переживания героя - трепетность и нежность, сдержанное чувство скорби, смятение и умиротворение.
Много хороших слов заслуживает концертмейстер, лауреат международного конкурса пианистка Ольга Козырева, которая стала крепким стержнем первого отделения. Фортепианный аккомпанемент вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Любовь поэта» написан композиторами технически сложно. Партия фортепиано является наравне с солистом главным действующим лицом в произведениях. Ольга Козырева прекрасно справилась с этой трудной задачей. Легко, чутко и деликатно она следовала за солистами, тонкой нюансировкой оттеняя все замыслы исполнителей. Хочется отметить, что она умело пользуется, пожалуй, самыми трудными нюансами - пиано (тихо) и пианиссимо (очень тихо).
В сольном исполнении Ольги Козыревой прозвучали фортепианные произведения Р. Шумана «Грёзы» и «Порыв». Пьеса «Грёзы» хорошо знакома публике. Она звучит в качестве траурной музыки у Вечного огня. Пианистка подарила слушателям свою трактовку этой композиции. В её исполнении «Грёзы» стали мечтой явной и одновременно недоступной, когда волшебные образы в потаённом уголке сердца пытаются выйти наружу и в то же время прячутся, боясь раскрыть магию своего очарования. После этого на слушателей Ольга обрушила лавину страстных чувств в бурном «Порыве» с повторяющимся вопросом, на который, видимо, люди так и не нашли ответа...
На концерты в филармонию приходят поклонники классической музыки разных возрастов. В зале, как правило, присутствуют члены регионального Союза ветеранов, городского Совета женщин, дети войны, представители работающей интеллигенции города, студенты и школьники. Аплодисментами они всегда встречают музыковеда Татьяну Диеву, которая интересно, мастерски рассказывает о композиторах, их творениях, исполнителях, делая доступными для понимания подчас самые сложные произведения.
Во втором отделении были представлены еще две премьеры - Симфония №5 и Увертюра «Дьявол-гидравлик» Франца Шуберта в исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко. Композитор оставил потомкам очень богатое наследство - девять симфоний. Симфония №5 написана в 1816 году, когда Францу было всего 19 лет, а он - автор пяти монументальных произведений и песенных шедевров - «Лесной царь», «Форель», «Смерть и девушка». Он уже был безответно влюблён, что нашло отражение в печальной Симфонии №4. Но молодость и разум подсказывают, что вся жизнь впереди и надо этому радоваться. И появляется Симфония №5 - светлая, безмятежная, игривая и солнечная по характеру, написанная для малого состава оркестра, напоминающая симфонии И. Гайдна и В.Моцарта.
Симфония №5 впервые прозвучала в доме друга композитора и была забыта на долгие годы. В первой части оркестр продемонстрировал хороший ансамбль, филигранную скань пассажей, тонкую нюансировку. Вторая часть созерцательного характера была наполнена благородным звучанием, хорошей кантиленой и лиричностью. В третьей части - традиционном менуэте - чёткая упругость ритма, яркий танцевальный характер. Финал погрузил слушателей в праздничную атмосферу сверкающей переливами бравурной мелодики. В очередной раз хочется отметить, что симфонический оркестр постоянно повышает профессиональный уровень, демонстрируя в каждой новой программе ансамблевую чуткость, тонкую нюансировку, отклик на руки дирижёра. Видна постоянная кропотливая работа Юрия Михайленко с коллективом, и это приносит свои плоды - восторженный приём публики.
Финалом концерта стала увертюра «Дьявол-гидравлик». Это произведение Ф. Шуберта до сих пор является загадкой для музыковедов. Когда написано? Почему такое название? Остаётся только догадываться и отдаваться воле собственной фантазии. Виртуозное произведение ярко и динамично было исполнено оркестром. Юрий Михайленко, продирижировавший оба произведения наизусть, и симфонический оркестр были награждены бурными аплодисментами и возгласами «браво!». Премьерный концерт прошёл на высоком уровне, и было приятно видеть, как после него постоянные слушатели подходили к директору филармонии Ларисе Коневой и благодарили всех исполнителей за подаренный праздник.
Фото автора.