Форма не догма, а норма

Лариса Ракитянская

С началом третьей четверти средства массовой информации вернулись к теме введения школьной формы в Ставропольском крае. Министр образования СК Ирина Кувалдина вчера вновь стала персоной очередного брифинга, который состоялся в правительстве Ставропольского края.

Она (уже не в первый раз!) обозначила несколько акцентов, на которых настаивает министерство образования СК при освещении этой темы.
— В Ставропольском крае не вводится единая школьная форма. В соответствии с постановлением правительства СК от 31 октября в крае вводятся единые требования к внешнему виду учащихся и школьной форме, — подчеркнула министр, пояснив далее, что и порядок ее приобретения не регламентирован нормативными правовыми актами Ставропольского края. А способ приобретения школьной одежды (формы) либо определения внешнего вида учащихся устанавливается органом государственно-общественного управления каждого образовательного учреждения (управляющим советом, родительским комитетом школы и т.д.).
Ирина Кувалдина отметила также, что еще до 20 декабря прошлого года администрации школ края внесли изменения в свои Уставы и провели разъяснительную работу с родителями и учениками.
Министр образования СК еще раз продемонстрировала журналистам свое твердое убеждение: выбор школьной одежды, предложенной в рамках постановления, очень широк, и он позволяет удовлетворить требования самого взыскательного учащегося и родителя. При этом одежда должна соответствовать нормам СанПИНа.
— На сегодняшний день, — сказала Ирина Кувалдина, — как минимум 20 предприятий работают с различными школами края, причем находятся они не только на Ставрополье, но и в других регионах, — к примеру, в Краснодарском крае, Элисте, Нальчике, Иваново, Москве. Есть в крае одна школа, которая заказала форму для своих учеников даже за границей.
Привела Ирина Кувалдина и другие примеры: школа № 18 станицы Урусской Георгиевского района заказала форму на ставропольской фабрике «Весна», одна из красногвардейских школ — на фабрике «Орион» (г. Ставрополь), платья и костюмы для учащихся школы № 8 с. Левокумка Минераловодского района сшили в одном из ателье Минеральных Вод…
— Все предприятия, которые шьют школьную форму, — подчеркнула Ирина Кувалдина, — сейчас идут на то, чтобы для малоимущих и малообеспеченных семей расходы на пошив были сокращены в два и более раза, есть и варианты бесплатного предоставления школьной формы (через привлечение спонсорских средств). Фирму-производителя ни в коем случае никто не навязывает насильно!
В Шпаковском районе, по словам Ирины Кувалдиной, школьная форма была введена в 2003 году, есть школы в крае, которые с этим вопросом для себя определились еще в 2005-м, 2006-м, 2008 году — то есть намного раньше, чем на уровне всего края.
Журналисты вернулись и к теме скандальных хиджабов: был задан вопрос о переходе некоторых учащихся в связи со своими религиозными убеждениями на «альтернативные» формы обучения.
— Да, - подтвердила И. Кувалдина, — и тут речь идет в первую очередь о тех семьях, которые сочли неприемлемым для своих детей запрет на ношение головных уборов. Они выбрали экстернат либо семейную форму обучения, во всех случаях родителями были написаны заявления, и для этих детей были организованы консультации, составлен график работы учителей. При этом запрет на посещение ими каких-то школьных мероприятий никто не вводит, а такие виды обучения предусмотрены как ныне действующим Законом «Об образовании», так и тем, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года, — сказала министр.
Но таких случаев в крае менее десятка, подчеркнула Ирина Кувалдина. Какие это школы, в каких районах края они находятся, министр образования СК уточнять не стала, объяснив, что эта информация не подлежит распространению в первую очередь в интересах детей, выбравших подобные формы образования.
Спросили журналисты и о стоимости школьной формы.
- 2600 - 2700 рублей, — ответила И. Кувалдина, — причем это комплект: брюки, юбка, сарафан, жилет и пиджак. Набор из пяти предметов такой стоимости, мне кажется, вполне приемлемым. Некоторые школы выбрали значки, галстуки для подчеркивания принадлежности к классу или школе.
Но и на этой встрече с министром образования СК вновь было подчеркнуто: какой бы «дресс-код» ни выбрали в той или иной школе, одежда все же должна отвечать всем нормам СанПИНа. Ирина Кувалдина в связи с этим даже вспомнила советские времена, когда шерстяное платье для девочек осенью и весной было просто жарким.
— Форма введена не только в Ставропольском крае, — сказала также И. Кувалдина. — Сейчас на уровне Министерства образования и науки РФ обсуждается возможность введения единых требований для всех учащихся школ. Но абсолютно одинаковой школьной формы не будет нигде, как нет и сейчас — в Дагестане, Самаре, Волгограде, Оренбурге. Так что Ставрополье далеко не «впереди планеты всей».
Словом, в который уже раз на вчерашнем брифинге прозвучала мысль: школьная форма — не догма, а норма. И ученикам, и учителям, и родителям надо понять, что джинсы — все же спортивный вид одежды, даже если они темные.
А еще И. Кувалдина отметила важнейший момент: школьная форма тесно связана с внутренним распорядком образовательного учреждения, и потому любое его нарушение — будь то опоздание на урок, плохое поведение или не соответствующий уставу школы внешний вид ученика — должны рассматриваться как нарушение дисциплины.
Но вот взыскание не может и не должно быть чрезмерным: к примеру, нельзя выставить ребенка из школы или класса. Ученик может лишь получить замечание, предупреждение, его родители могут быть вызваны в школу для беседы, может быть подключен социальный педагог, психолог. То есть конфликт «с формой» не должен влиять на учебный процесс и его содержание. Хотя бы потому, что дети и подростки часто склонны преувеличивать значение какого-то эпизода, некоторые даже могут спровоцировать ситуацию, неверно расставив акценты в ее сути. Это тоже следует иметь в виду как учителям, родителям, так и общественности…
Ирина Кувалдина в связи с этим добавила:
– При возникновении любых спорных ситуаций мы просим родителей обращаться к директору школы, руководителю муниципального органа управления образования края, а при необходимости — и в министерство образования Ставропольского края (тел. 37-23-60 и 37-23-94).

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление