Где растут Мастера?
Лариса РакитянскаяОткуда берутся хорошие мастера — для производства, оказания бытовых услуг, для ресторанного и гостиничного бизнеса, строительства и сельского хозяйства?
Кто дает молодому человеку то самое «дело в руки», которое бы позволило ему в будущем иметь крепкую жизненную опору? Профессий нынче море: есть «модные», популярные, престижные, есть необходимые обществу. И всегда высоко ценятся те, в которых человек достигает вершин мастерства.
Профессиональное образование - такая чуткая область, которая должна сразу улавливать дефицит профессионалов, в какой бы сфере он ни возникал. А власть может и должна управлять этими процессами — предвидеть, планировать и создавать возможности роста мастерства.
Именно на этом «перекрестке» интересы родителей и государства совпадают: мамы и папы хотят дать своим детям хорошее образование и крепкую профессию, а государство через профессиональное образование добивается того же, наблюдая за тенденциями развития производства и направляя свое внимание туда, где возникают новые профессии, где требуется совершенствование прежних.
Ставка на модернизацию
В 2018 году правительство Ставропольского края утвердило региональный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Главная его цель - модернизация системы профессионального образования региона к 2024 году.
Почему перемены оказались столь необходимы, что за них пришло время взяться государству — в лице правительства? Все просто: нашему краю и его экономике нужны квалифицированные кадры, а готовить их надо по-современному, а не по старинке.
Вот почему правительство края сделало ставку на ключевую цель регионального проекта - сформировать «обойму» молодых, но конкурентоспособных специалистов, владеющих современными навыками работы в любой сфере экономики Ставрополья.
Важный момент: чтобы «прицельно и точечно» управлять созданием производственной базы для подготовки специалистов, Министерство просвещения России проводит ежегодный конкурсный отбор образовательных организаций для открытия таких мастерских. Недавно, к примеру, победителями этого конкурса стали Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления и Лермонтовский региональный многопрофильный колледж.
В Лермонтовском колледже открыты и работают мастерские по информационным и коммуникационным технологиям, оснащенные современным высокотехнологичным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием. В Георгиевском техникуме действуют инновационные мастерские по направлению «Искусство, дизайн и сфера услуг».
В прошлом году новые мастерские обеспечили практическую подготовку обучающихся среднего профессионального образования в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе по стандартам WorldSkills, также в мастерских проходит обучение первой профессии школьников, реализуются программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Рынок труда ждет мастеров
Действительно, региональный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкуренто-
способности профессионального образования)» дает обучающимся главное - производственную базу в виде мастерских. И тут не надо долго рассказывать, что эти помещения, классы, лаборатории создают ту самую атмосферу производства, ауру любимого дела, настроение и дух «полезного действия», которые превращаются прямо на глазах в навыки, умения и даже в саму профессию. Только так можно научиться, только так — зримо, наглядно, с «погружением» в специальность — можно добиться «на выходе» получения высококвалифицированных рабочих и специалистов, которые прямо из мастерских шагнут на рынок труда Ставропольского края.
Еще в апреле журналистам стало известно, что к концу 2021 года в крае планируется открытие еще четырех профессиональных мастерских.
Единый учебный комплекс для будущего аграрной отрасли
Сергей Сергеевич Бурлаченко, директор Александровского сельскохозяйственного колледжа, рассказал корреспонденту «Вечерки» о перспективах развития:
- В прошлом году наше учебное заведение участвовало в конкурсном отборе на предоставление в 2021 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям».
Сейчас у нас в колледже строятся мастерские по четырем компетенциям в соответствии с инфраструктурными листами и брендбуком WorldSkills – по специальностям «агрономия», «ветеринария», «сельскохозяйственные биотехнологии» и «эксплуатация сельскохозяйственных машин».
- А что дадут региону новые мастерские?
- Они позволят не только создать современные лаборатории и мастерские, но и объединить их в единый комплекс, обеспечивающий качественную подготовку специалистов по всем специальностям, входящим в группу «Сельское хозяйство», так как планируемое к приобретению по одному направлению оборудование будет использоваться при реализации нескольких образовательных программ. Для нас важно подготовить учебные помещения, отвечающие всем требованиям санитарии, гигиены, охраны экологии и труда. Приведу пример: в мастерской, где студенты будут изучать сельскохозяйственную технику, установлена вытяжка, так что даже работающий трактор или экскаватор не будет загрязнять воздух выхлопными газами.
- К тому же, - продолжает Сергей Сергеевич, - новые мастерские позволяют на базе нашего колледжа создать специализированный центр компетенций по стандартам WorldSkills (компетенция «Ветеринария») и провести его аккредитацию. Обновление и модернизация материально-технической базы ускорит создание центра и позволит внедрить современные технологии оценки качества образования выпускников на основе введения демонстрационного экзамена, в том числе по методике WorldSkills по основным профессиональным и дополнительным программам. Добавлю к этому, что мы сможем приобрести тренажёры-имитаторы и сложное технологическое оборудование для отработки профессиональных компетенций не только по востребованным, новым и перспективным специальностям, но и вывести качество образования по всем образовательным программам на более высокий уровень, что позволит готовить высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства для инновационного развития экономики Ставропольского края и даже для регионального рынка труда.
- А какие еще возможности открываются?
- Мы получаем возможность проводить на современном уровне переподготовку и повышение квалификации руководящих, педагогических и инженерно-педагогических работников учреждений профессионального образования сельскохозяйственного профиля, расширять спектр образовательных услуг, в том числе платных, с учетом потребностей различных категорий населения и организаций - заказчиков, центров занятости населения, а также сможем повысить эффективность профориентационной работы среди выпускников общеобразовательных школ, других возрастных категорий населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В целом же это позволит внедрить многоуровневую непрерывную систему профессионального образования, инклюзивного и дистанционного образования.
К сказанному директором Александровского сельскохозяйственного колледжа добавлю несколько цифр. Уже с нового учебного года в новых мастерских начнут проводиться занятия для более чем 200 студентов.
На создание мастерских в 2021 году выделено более 18 млн рублей из краевого бюджета и более 39 млн рублей - из федерального.
В соответствии с планом реализации регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» в крае планируется открытие не менее 50 мастерских к концу 2024 года.
Фото предоставлено министерством образования Ставропольского края.