«Голос» последнего романа
Сергей ГаврилюкПервую аудиоверсию последнего романа Бориса Стругацкого записали в Ставрополе
Совсем недавно в Ставрополе была закончена работа над первой в России радиопостановкой романа Бориса Стругацкого «Бессильные мира сего». Аудиокнига вышла в свет благодаря творческой студии «Амкадр». Подробнее об уникальном опыте рассказали корреспонденту «Вечёрки» автор проекта и «голос» аудиокниги Амир Рашидов и композитор Антон Уклейн.
«Бессильные мира сего» — последний роман Бориса Стругацкого, изданный под псевдонимом С. Витицкий. Впервые был издан в 2003 году. Сюжет романа делится на несколько линий. Один из персонажей романа — Сэнсей — способен обнаруживать в людях искру главного таланта и развивать её. Жертвой давления мафии становится его ученик Вадим. В поисках спасения он обращается к старым друзьям Сэнсея. Роман отсылает к заложенным в творчестве братьев Стругацких вопросам нравственности, роли личности в истории и надежде на рождение нового просветленного человека. Порожденный разочарованием автора роман считается одним из самых сложных в творчестве Стругацких.
- Амир, как появилась идея создания аудиокниги? Подтолкнуло вдохновение от прочитанного?
Амир: - Дело в том, что недавно стал перечитывать ключевые произведения Стругацких: «Пикник на обочине», «Трудно быть Богом»... А привычка такая есть: прочитал, следом слушаю радиопостановку, чтобы в полной мере воспринять произведение. С «Бессильными мира сего» так и вышло. Задумался, полез искать в интернете постановку, а ничего нет. Даже если радиопостановка редкая, всё равно какие-то упоминания о ней должны быть, а тут ничего, кроме запросов от людей. К тому времени у меня как раз было желание и время взяться за такое, тем более был опыт начитки рассказа. Так и было принято решение его сделать, сам роман очень хороший.
- То есть «БМС» был не первым таким опытом?
Амир: - Я раньше пробовал начитывать произведения. Пару лет назад записал рассказ писателя Игоря Пидоренко «Мухобой». Встретился с ним, показал ему, он оценил. Но это был скорее любительский уровень. Опыт работы в студии остался ещё с работы на телевидении.
- Однако в этот раз вы делали уникальный продукт, недаром в ход пошла авторская музыка. Кстати, как вы вышли на Антона?
Амир: - Около двух месяцев мы со звукорежиссером Павлом Кудрявцевым записывали голос, а когда началась пост-обработка, встал вопрос о музыке. Так как я начал делать книжку по официальному пути, заключив договор с сыном Бориса Стругацкого, потребовался полностью уникальный материал. Помогли соцсети: друзья стали давать советы и упомянули Антона Уклейна. Я послушал его записи, по большей части это был рок, было несколько инструментальных композиций, мне понравилось. Не знал сперва, хватит ли ему времени что-то подобное сделать. В итоге он сам с энтузиазмом встретил это предложение.
Антон: - К тому моменту я ещё не прочитал роман, но при встрече Амир в красках описал, что хочет, мне стало ясно, в каком направлении нужно идти. Он показал отрезок своей начитки, взял музыку из интернета, подставил и сказал, что приблизительно потребуется нечто подобное. Основываясь на этой атмосфере, я готовил музыкальную подкладку для всей книги.
- А как готовилась музыка? Вы записывали музыкантов или всё делалось в компьютере?
Антон: - Писалось всё в компьютерных программах, но никаких заранее прописанных партий не было. Вся музыка писалась с нуля. Сведение треков, остальное я брал на себя, опыт позволяет. С юных лет занимаюсь рок-музыкой, есть своя группа. Но все равно мы работали совместно, потому что я вижу всё со своей колокольни, а Амир видит уже музыку иначе.
Амир: - Антон — мелодист, и часто получалось, что музыка из фоновой становилась ведущей. Я его сдерживал со словами: «Не твори вселенную, нужна атмосфера, фон» (смеется).
- Интересно, а как выглядит музыкальное сопровождение к аудиокниге? Как в кино, подбираются ключевые эпизоды?
Антон: - Да, были основные моменты, которые в романе нужно было подчеркнуть, и музыка должна была на этот отрезок опираться. Так же иногда требовались короткие перебивки между главами. Сложнее всего было подготовить заключительную тему. Над её мелодикой, инструментальной составляющей мы работали вместе. В итоге она и получилась насыщенной. Предполагалось, что последняя композиция будет выполнена в той же тональности, что и вся подкладка, но при этом выделялась.
- Как выглядит подготовка к записи? Всё-таки одним голосом не прочитаешь всё, требуется передать характер каждого персонажа, нужны какие-то репетиции.
Амир: - Перед записью я репетировал каждую главу. Под каждого персонажа нужно подобрать голос, очень помогал Павел Кудрявцев. Допустим, у одного героя голос гнусавый, у другого — старческий. Особенно интересно было работать с одним персонажем, эдаким интеллигентным бандитом. По сюжету он «наезжает» на одного из героев, и я его раз начитал в надменно-слащавом формате, а потом слушаем — не то, ерунда. Второй раз опять не получилось. Мне Паша, звукорежиссер, в итоге говорит: «Ну что ты, Амир, с бандитами никогда не общался?» (смеется). А потом я простыл, и мы решили попробовать записаться. Получилось то, что надо.
- А были ещё какие-то курьёзы, связанные с начиткой?
Амир: - Да, на финальной стадии, я включал запись фокус-группе, и мне указали на ошибки в ударении. Получилось, что это слово было раскинуто по двум главам. А заменить его просто так нельзя было. Будет слышно, что это врезка, да и голос в разные дни разный, пришлось перечитывать. Но ничего не поделаешь, это работа. В ней есть место творческой легкости, но есть и свои подводные камни. Антон, например, вообще не спал, когда писал музыку.
Антон: - Ну это моё нормальное состояние — писать музыку ночью. Не всегда получается с ходу написать композицию, которая отразит чувства персонажа или ситуацию. Иногда требуется время. И часто вдохновение приходит ночью.
- У аудиокниги получилась очень красивая обложка. Кто её делал?
Амир: - За оформление взялся наш фотохудожник Андрей Красноперов. Он уже делал обложки для наших глянцевых журналов, готовил свои фотопроекты. Я с ним лично не был знаком, мне его тоже порекомендовали через соцсети. Он тоже с энтузиазмом отнесся и сказал, что ему интересны те образы для обложки, которые я предложил. Картинку мы с Андреем разложили на составляющие. На обложке руки вяжут косу: мы ищем пожилого человека с интеллигентными руками и вяжем косу. С ней вообще отдельная история: главный герой романа, Сэнсей, выявляет таланты у детей, интервьюируя их, а в процессе интервью он бессознательно вяжет шерстяную косу. Это такая аллегория на плетение нити судьбы. Там эта коса описана очень скудно. Поэтому много думали над ней. Потом нашли мальчика для обложки. И все кусочки этой обложки фотографировались отдельно, потом уже Андрей сводил это в одну иллюстрацию.
- Итог впечатляет...
Амир: - Я считаю, что это лучшая иллюстрация ко всем печатным изданиям романа. Сравнивать с радиопостановками не могу, потому что это единственная, а вот сколько видел печатных изданий, обложки были не такие сильные.
- Планируется ли выпуск на дисках или книга будет продаваться в сети?
Амир: - Партии дисков не будет. Есть договор с правообладателем, по которому не предусмотрена продажа дисков. Книга подготовлена для распространения в цифровом виде. Но будет презентация книги, к который мы подготовим несколько презентационных дисков с отрывками, которые подарим приглашенным гостям. Да и смысла в физическом распространении нет. Аудиокнигу все равно будут слушать в смартфоне, на компьютере или в машине. Сейчас век такого формата. Цифра победила.
Антон: - Конечно, интересно подержать в руках готовый продукт, поставить на полку. Но нет смысла в широкой дистрибуции. CDи DVD сейчас покупают только любители, коллекционеры.
- Наследники Стругацкого уже слушали готовую постановку?
Амир: - Наследники уже в курсе, что проект вышел, но сами они ещё не слушали. Сын его обещал в скором времени послушать. Было бы интересно подарить её людям, которые являются ярыми поклонниками этого романа. Например, известный писатель Дмитрий Быков. Он писал статьи и эссе о нём, но он принципиально не регистрируется в соцсетях, поэтому найти его сложновато. Но мы нашли способ отправить аудиокнигу ему в качестве подарка.