К переменам — без резких поворотов
Лариса Ракитянскаяшкола и общество
«Вечерка» продолжает знакомить читателей с нововведениями, приходящими в школу. Процессы эти неизбежны, ведь образование всегда было и будет живым делом, которому надо идти в ногу со временем, чтобы не отставать от жизни. Правда, любые перемены (особенно в таком чувствительном организме, как школа) воспринимаются обществом либо в штыки, либо единогласным «любо»... Что уже изменилось в российской школе за 2016/2017-й учебный год, какой станет она в самое ближайшее время? Мы попытались обобщить некоторые заявления министра образования РФ Ольги Васильевой за небольшой период с начала 2017/2018 учебного года и посмотреть, какие перемены привнесла назначенный в 2016 году на эту должность министр.
Ольга Васильева: «Не всё хорошо в олимпиадном движении...»
Министр образования на недавнем заседании комитета верхней палаты по науке, образованию и культуре в Совете Федерации озвучила новую тревожную тенденцию: в ведомство часто обращаются родители, чьи дети не смогли поступить в вузы на бюджет, потому что места были заняты олимпиадниками.
По мнению Васильевой, в школьном олимпиадном движении есть коррупционная составляющая — эту точку зрения цитировал ряд электронных и печатных СМИ в конце сентября - начале октября. Ольга Васильева, в частности, заявила:
- Мы пришли к выводу, что около 40 процентов победителей и призеров школьных олимпиад не смогли преодолеть нижний порог ЕГЭ по тем предметам, которые они писали. Этот тревожный знак говорит о том, что есть коррупционная составляющая, что не всё хорошо в олимпиадном движении.
И правда, возникают вопросы, ведь есть факт, озвученный министром: олимпиадники не могут набрать больше 60 баллов на профильных ЕГЭ.
Эту тему министерство вместе с Рособрнадзором рассмотрит более пристально, проведя серию совещаний, пообещала министр.
Мат в школе? Почему бы нет!
Новость для начальной школы также недавно прозвучала из уст Ольги Васильевой. На «правительственном часе» в Совете Федерации она сообщила, что министерство планирует сделать обязательными занятия шахматами для учеников 1 - 4 классов:
- Мы планируем ввести обязательные занятия по шахматам в ближайшие два года, может, даже со следующего года, с первого по четвертый класс один час в неделю. Это очень простая программа. Она построена таким образом, что учитель любого возраста может сам, используя методическую рекомендацию, научить ребенка играть в шахматы, - сказала министр.
Ольга Васильева убеждена, что занятия шахматами помогают улучшить успеваемость:
- Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с повышением качества образования наших детей. Это правда, это во всех странах. У нас 40 регионов играют в шахматы, и они показывают абсолютно другие оценки, - подчеркнула О. Васильева.
При этом министр считает, что такие занятия должны проходить во внеурочное время и быть бесплатными.
Услуга и служение — слова с одним корнем
В самом начале работы на посту министра образования Ольга Васильева не раз заявляла, что из современной российской школы должно исчезнуть понятие «образовательные услуги». Этот посыл горячо поддерживался в обществе, но существенных изменений, увы, пока не происходит.
Наверное, поэтому 5 октября лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил по уровню зарплат и льгот приравнять учителей к госслужащим. Лидер партии убежден, что для государства гораздо важнее развивать систему образования, нежели поддерживать бюрократию.
Из обещаний, озвученных О. Васильевой ранее, реальные очертания обрел возврат в школы астрономии. Предмет появился в учебной программе с началом 2017/2018 учебного года. Преподают его учителя физики.
Звучало из уст О. Васильевой и предложение ввести обязательный ЕГЭ по истории с 2020 года. Официальных решений на этот счет пока нет, как нет и уверенности, что все выпускники будут сдавать ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году. Пока обязательными для сдачи ЕГЭ остаются два предмета — русский язык и математика.
Кому мешает паркинг, шопинг и бизнес?
Заявления министра образования, касающиеся русского языка, также вызывают споры в обществе. Вот из совсем недавнего: речь идет о предложении убрать из школьных учебников русского языка иностранные слова — такие как «паркинг», «бизнес», «шопинг», «ингредиенты» и другие заимствования. Об этом говорилось в ходе Общероссийского родительского собрания в начале сентября. Ольга Васильева заявила: «Мы будем делать все возможное, чтобы эти слова как можно реже встречались в текстах, это действительно недопустимо. Приведу замечательную цитату Ивана Тургенева: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять здравый смысл».
Вот и заспорили словесники на эту тему, расширив предмет разговора до языковых процессов, происходящих не только в русском языке. Многие задаются вопросом, а как же быть со словами, приходящими в другие языки из русского: например, со спутником?
Тут можно сказать одно: поживем — увидим. А пока вспомним, что в 2016 году Ольга Васильева предлагала прямо с 2017/2018 года ввести устную часть ЕГЭ по русскому языку. Не случилось. Теперь речь идет о том, что устная часть может появиться в 2019 году.
Консерватизм и компромиссы
В этом коротком обзоре мы не затронули еще несколько направлений реформ, обозначенных в течение минувшего года Ольгой Васильевой. К примеру, не сказали об ее отношении к трудовому воспитанию, к воспитанию веры и патриотизма в школе, о предложениях по оптимизации управления сферой образования (передача функций от муниципалитета на регион) и о ряде других моментов. Каждый из них заслуживает отдельного большого материала. (Хотя о переменах в области управления «Вечерка» писала 12 июля в материале «Перманентная реформа в терминах арифметики, физики, геометрии и русского языка».)
В недавней моей частной беседе с учителем русского языка и литературы одной из школ Ставрополя прозвучала интересная мысль: многие педагоги считают министра весьма образованным и мудрым человеком. Но стиль ее руководства при этом называют плодом консерватизма и компромиссов. Причем каждая из этих противоречивых составляющих удивительным образом дает, как ни странно, прогрессивный вектор развитию образования в стране. Правда, как относиться к этой своеобразной «политике сдержек и противовесов», с точки зрения запрещения тех же «паркингов», «шопингов» и «бизнесов», все же не понятно. Обнадеживает лишь одно: Ольга Васильева считает, что к переменам надо идти «без резких поворотов».