Каждую пятницу я в... кино
Роман КияшкоСергей ГаврилюкКорреспонденты «Вечёрки» побывали в кинотеатре Синема Парк на закрытом предпоказе отечественной комедии «Пятница». О том, чем отличается этот цеховой жанр в России от собратьев за рубежом, и почему коктейль стоит разливать в правильную тару, читайте ниже.
Доброе безалкогольное кино
Когда слышишь сочетание «российская комедия», представляешь толпу пьяных героев на свадьбе, выпускном или корпоративе, которые пытаются вспомнить, почему кто-то из них оказался в кутузке, кто-то уже с кольцом на пальце, и почему разрушено то место, где прошлым вечером начались эти безумные возлияния. На этом фоне нам представляют серию новелл о судьбе каждого героя. В большинстве случаев наши комедии строятся именно так. Все бы ничего, да только склеиваются все эти сюжеты литрами алкоголя и тоннами шуток-минуток.
Примерно такие же ожидания были и у фильма Евгения Шелякина «Пятница». Завязка такова: молодой и азартный бизнесмен, владелец обувного бренда, на спор решил отработать несколько часов официантом в клубе. По мнению администратора этого клуба, больше всех проблем в пятницу создал именно этот мажор. Собственно, данное заведение и становится местом, где разворачиваются несколько историй: молодого зануды, влюбленных эмигрантов, чересчур вежливого администратора, который выпускает пар, разбивая на крыше посуду.
В это время в доме напротив бурлящего заведения пытается открыть дверь своей квартиры молодая мама, чтобы успокоить плачущего ребенка. В подмосковном лесу трое друзей выехали на природу и... потеряли купленного для цирка кенгуру.
Вся эта братия не бросается в бездну алкогольного забвения, а пытается решить свои проблемы: признаться в любви, выиграть спор, найти пропавшего зверя. И для каждой истории наступает свой час Х: персонажам предстоит пройти через свои круги ада и в конце концов проснуться в субботу новыми людьми. Возможно, для этого придется плюнуть в лицо начальнику, дать пощечину понравившемуся парню, поставить на кон свой любимый автомобиль.
Долгое время отечественные фильмы бездарно пародировали зарубежные комедии, нагло передирая фабулу. Теперь в авторский сюжет шутливо вплетаются отсылки к классическим мелодрамам и боевикам. И это не выглядит как насмешка или дилетантство. Герои перестали делать что-то спьяну, появилась мотивация; за весь фильм в стельку напивается только один. И то по вполне понятным причинам.
Если встанет вопрос о том, стоит идти на фильм или нет — идите. У Шелякина получилось снять хорошую комедию и попутно ответить на некоторые жизненно важные вопросы.
Глупости в российских комедиях становится все меньше и меньше, уже не режет глаза скрытая реклама, впрочем есть в этом фильме один ненужный эпизод. Не буду углубляться в подробности — сходите и посмотрите «Пятницу». Будем поддерживать хороший отечественный кинематограф.
Сергей Гаврилюк.
Не мешайте коктейль с нравоучениями
Есть такой термин – дидактизм. Когда мама в детстве настоятельно не советует совать пальцы в розетку – это дидактизм. Когда отец говорит, что нужно давать «сдачи» неприятелю – это дидактизм. Если отбросить все знания в области различных наук и премудростей жизненных, полученных в школе, и оставить только ЦУ (ценные указания) учителей, и в частности трудовика, то это будет дидактизм. Как видите, ничего плохого в этом нет. Многие знания, в том числе про розетку, хук слева и «Да вы как клумбы копаете?! Смотрите как надо!» мы получаем заочно, толком не втянувшись в процесс. На этом держится обмен опытом, в том числе между поколениями.
Однако гораздо сложнее дела обстоят, когда дидактизм вплетается в искусство. Зависимость здесь обратно противоположная: чем больше нравоучений, тем ниже качество творчества. «Пятница» Евгения Шелякина балансирует на грани.
Допустим, фильм – это коктейль. В данном случае, он, бесспорно, получился отменным для заведения под вывеской «Отечественный кинематограф». Актеры играют, и за весь фильм ни разу не появилось ощущения, что кто-то делает глупости, а стыдно почему-то тебе. Лицо картины – нынче модный, отечественный, наш Данила Козловский. Но его роль в рекламной кампании весьма преувеличена. Нет, претензий к нему нет, играет он на уровне остальных и гениальности своей на общем фоне не проявляет (Хотя взгляд его в отдельных кадрах заставит ёкнуть девичье сердце).
В ситуацию и действие на экране веришь. Способствуют тому интересные операторские решения. С сюжетом, а главное с диалогами тоже все в порядке. Нет бессмыслицы и реплик невпопад. Аляповатость картинки в данном случае умерена и оправдана контекстом событий. Вот только сам контекст приелся.
Как было сказано выше, содержание по большей части не вызывает отторжения, как это бывает с большинством псевдо-современных и псевдо-смешных отечественных комедий. Несколько сюжетных линий, герои из разных социальных слоев, точно схваченные культурные коды последних лет. Однако этот коктейль в бокале слишком вычурной формы, который и держать-то неудобно, и видом своим всем приелся: московский бомонд, лишенный нравственных принципов, прогибается в конце фильма под истинные человеческие качества; дружба и ответственность ставятся во главу угла; искренние чувства превалируют над подлостью и предательством. Здесь-то и стоит вспомнить про дидактизм. Нет, фильм не пытается учить зрителя, как стоит жить и с кем дружить, он просто рассказывает несколько историй. Но в каждой торжествует проактивная модель современного человека. То, что действительно важно в реальной жизни, в кино смотрится приторно и похоже на плохо завуалированное нравоучение.
Главный вопрос — стоит ли фильм потраченного времени и денег? Да, но денег небольших и не в ущерб важным делам. Но если возможность есть, идти стоит. К тому же среди себе подобных «Пятница» приятно выделяется, а самоирония на тему «дотационного» российского кино, вселяет уважение к авторам киноленты.
Роман Кияшко.