Кем станут сегодняшние дети
Станислав МаслаковВ Ставропольском Дворце детского творчества открылась выставка «Дети России: время знать»
Выставка детских рисунков вряд ли могла бы привлечь столь значительное внимание общественности и СМИ, если бы не ряд обстоятельств. Прежде всего, необходимо сказать, что она проходит в российских городах с прошлого года. Цель её – вовсе не демонстрация художественных талантов юных дарований. Представленные на ней рисунки – это материалы вполне серьёзного социологического исследования, беспрецедентного в своём роде. Его провели весной 2012 года активисты движения «Суть времени».
Суть работы заключалась в следующем. Несколько тысяч детей попросили нарисовать своё будущее, свою семью, свою страну и своего героя. Всего в проекте приняли участие 3477 детей из 63 регионов России: 1439 мальчиков и 2038 девочек в возрасте от 4 до 13 лет. Одним из условий исследования был максимальный охват. Поэтому рисовали юные жители больших городов и крохотных деревень, из богатых и бедных семей, детдомовцы, беспризорники. Всего они сделали 9744 рисунка.
В дальнейшем их работы анализировались, группировались. В итоге у исследователей получилась некая общая картина того, какими видят мир сегодняшние дети. В отличие от взрослых, их трудно спрашивать об этом напрямую. Ребёнок не мыслит вербально, а если и отвечает, то скорее заученными «правильными» словами. Но именно в детстве закладываются многие наши черты характера, жизненные установки и, в конечном счёте, идеалы. И неумелый рисунок может рассказать о внутреннем мире ребёнка достаточно много. Тем более целью исследования были не глубокие разбирательства в отдельно взятой личности, а, напротив, некий общий срез того, как видят мир те, кто завтра будет определять нашу жизнь.
Кое-что в результатах даже порадовало. К примеру, образ семьи у всех детей оказался вполне здоровым и позитивным. На большинстве рисунков изображены четверо – папа, мама и двое детей. Рядом нет никаких посторонних предметов (телевизор, компьютер и так далее) и чужих людей. И это при том, что каждый третий ребёнок сегодня живёт в неполной семье, а 4 из 10 – в малоимущей. Тем не менее даже у таких детей семья предстаёт как суверенная территория близости, доверия и любви.
В меньшей степени обнадёживают рисунки на тему «Моя страна». Дети представляют свою Родину как место, где они живут. С возрастом масштабы растут. Для самых маленьких это дом, семья, потом появляется двор, город. Школьники рисуют контуры России, виды из космоса. Часто фигурируют природные пейзажи, берёзы, те или иные символы государства. Из более чем трёх тысяч рисунков только на трех изображён какой-то негатив. Но что характерно: практически ни на одном не присутствуют черты современной России. Либо вневременные образы природы, либо связанные с советской и досоветской историей, либо картины будущего, которых, увы, тоже немного. Получается, нынешнее состояние нашей страны не воспринимается детьми как Родина, и в своих идеальных представлениях они либо опираются на прошлое, либо пытаются представить грядущее.
Образ собственного будущего для ребёнка определяет многие ценности и нормы, направление дальнейшего развития. Не обязательно, что он станет космонавтом или пожарным, когда вырастет. Но стремление к подвигу и самопожертвованию, привычка к самодисциплине, понимание того, что добиться своей цели можно лишь упорным трудом, закладываются именно такими мечтами. Успешно социализированный человек, думая о будущем, представляет не только себя, но и окружающий мир, других людей. То есть он видит себя в контексте.
Увы, рисунки на эту тему не внушают оптимизма. В подавляющем большинстве их авторы видят будущее как индивидуальный успех. Чаще всего это обретение «гламурной» профессии либо обычной, но денежной. Стать лётчиками, спасателями, космонавтами или пожарными мечтает лишь каждый десятый ребёнок. На очень многих рисунках будущее изображено либо как обладание какими-то материальными благами (много денег, дорогая машина), либо как соответствие недостижимому социальному статусу («я – принцесса»). Другие вообще не имеют никакого представления о будущем и рисуют моменты обыденности («я иду в школу», «я хочу что-то»). На этом фоне исчезающе мало образов будущего, которые ещё для советских детей были нормой: победа прогресса, невиданные города, покорение космоса, мир во всём мире и так далее.
И совсем печальна картина из четвёртого тематического блока: «Герой, на которого я хочу быть похож». Она показала полную потерю в нашем обществе культурной самостоятельности и способности к самоидентификации. Подавляющее большинство таких героев оказались персонажами иностранных комиксов или мультфильмов. Только 16% рисунков героев, которых можно отнести к отечественной культуре, и только в 14% случаев речь идёт о реальных людях. В принципе, всегда дети вырастали на сказках и лишь потом приобщались к действительной истории. Но тот факт, что нынешнее поколение воспитывается целиком иностранной культурой, по меньшей мере, настораживает. И плохо не то, что сегодня она доступна (хотя качество многих её «произведений» сомнительно, а навязанные установки на потребление и эгоизм могут искалечить неокрепшую личность), а то, что она не уравновешена отечественной. Японский, французский или американский ребёнок воспитывается в собственном социо-культурном контексте, в той или иной мере знакомясь с внешними образцами. В России сегодня этого контекста попросту нет. Отечественные «Смешарики» и «Лунтики» - скорее коммерческие (даже если и талантливые) проекты, выполненные по западным лекалам, от русского в них разве что язык. Исчезающе мало детей захотели быть похожими на Гагарина или Ивана Царевича. А в лидерах – Спайдермен и Спанчбоб.
Исследование показало, что сегодняшние дети больше времени смотрят мультфильмы и, соответственно, меньше занимаются спортом, гуляют, что-то мастерят, общаются вживую и, к слову, рисуют. Очень многие родители попросту «сплавляют» своё чадо, приучая с младенчества к телевизору, лишь бы вырвать себе побольше свободного времени. Легко представить, к чему это приведёт в итоге. Пусть это отдаёт конспирологией, но невольно вспоминается восточная мудрость: «Хочешь победить непобедимого – воспитай его детей».
Организаторы выставки – движение «Суть времени» и «Родительское всероссийское сопротивление» - считают, что ситуация более чем серьёзная. Мы растим уже не первое поколение, полностью оторванное от своего культурно-исторического контекста, не имеющее позитивного образа будущего и лишь до определённой поры любящее свою семью и страну. Здесь не поможет дешёвый «расейский» патриотизм и навязанная религиозность. Нужно полностью пересматривать своё отношение к образованию и воспитанию – как на уровне всего государства, так и в каждой семье. Если у нас не будет детства, прочно укоренившегося в своём прошлом и при этом устремлённого в прекрасное, полное достижений и приключений будущее, то этого самого будущего у нас не будет. Вообще никакого.
Фото Николая СОРОКИНА