Композитор Давид Генделев
Виталий Задорожныйнаш земляк
В 80-х годах прошлого века на краевом радио звучали позывные, с которых начинались в эфире все передачи. Но, пожалуй, не каждый слушатель знал, что одним из авторов этих позывных был известный ставропольский композитор Давид Генделев. Основная жанровая направленность его творчества – это инструментальная музыка, притом крупной формы. Наиболее значительное произведение в этом плане – концерт для скрипки с оркестром. В нем заложена серьезная программа, главная мысль которой – отношение человека к своему идеалу, поиски этого идеала в разные периоды жизни. Композитору хотелось средствами музыки, используя солирующий инструмент – скрипку, передать поэзию любви от юности до зрелости и показать, как эта любовь претерпевает различные жизненные препятствия и в конце концов побеждает. Таким образом, финал этого концерта является как бы гимном любви.
Первыми исполнителями концерта стали скрипач Дмитрий Андреев и симфонический оркестр Ставропольского музыкального училища под управлением Абрама Бреймана. И солист, и дирижер вместе с оркестром очень тонко и совершенно точно раскрыли авторский замысел.
Произведения Давида Генделева исполняли и другие музыкальные коллективы. Услышав очень яркое, зажигательное исполнение музыки ансамблем скрипачей музыкального училища под управлением Игоря Писарева, композитор написал для этого творческого коллектива сюиту в четырех частях «Времена года». Названия частей говорят сами за себя – «Танец снежинок», «Весеннее настроение», «Летний вечер», «Осенний праздник».
В творческом багаже Давида Генделева, которому в декабре минувшего года исполнилось бы 98 лет, есть немало музыки и песен, написанных для театральной сцены. Это, в первую очередь, оперетты, шедшие в городах Урала, когда композитор жил в Оренбурге. Генделев считал музыку к спектаклям очень важным компонентом. Она не должна являться голым сопровождением или иллюстрацией сценического действия, а обязана его дополнять, создавать определенное сценическое настроение. В спектакле должен обязательно присутствовать музыкальный образ, иначе музыка будет абстрактна.
Наиболее крупным произведением для сцены стал балет Давида Генделева «Капитанская дочка». Он был написан в связи с двухсотлетием восстания под руководством Емельяна Пугачева. Как известно, Оренбург был его эпицентром. Более четырех лет ушло на написание балета. Там есть один фрагмент экзотического плана – «Башкирский танец». Композитору пришлось ехать в Уфу, столицу Башкирии, покопаться в национальном фольклоре, встретиться с местными композиторами, посоветоваться с ними. Там он и отобрал ряд тем, связанных с эпохой Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева.
Творчески богат и ставропольский период жизни Давида Генделева. Многие его произведения становились весомыми подарками к знаменательным датам краевого центра. Это были песни на стихи местных поэтов Вениамина Ащеулова, Владимира Кудинова, Геннадия Фатеева. Посвящена городу сюита в пяти частях для фортепиано и чтеца «Прогулка по Ставрополю».
Давид Генделев постоянно участвовал в музыкальных конкурсах, проводимых в крае. На конкурсе, посвященном 30-летию Победы в Великой Отечественной войне – это был 1975 год, – он получил первую премию за пьесу для фортепиано и ударных «Ритмы Победы». А буквально через два года, когда Ставрополь отмечал свой двухсотлетний юбилей, первое место на конкурсе получил его марш для духового оркестра «Ставрополец».
Тяга к маршу, как музыкальному жанру, у Давида Генделева не случайна. Значительную часть жизни, двадцать лет, он отдал службе в армии. Именно оттуда идут в его творчестве маршевые, походные ритмы. Он работал и военным дирижером, и руководителем окружных ансамблей, в которых как раз и звучали его произведения.
Давид Генделев кроме Московской консерватории окончил одновременно и Институт военных дирижеров. Это ведь тоже армия. А армия и марш – понятия неразделимые.
- Я всю жизнь пытался написать хороший строевой марш, - рассказывал во время нашей встречи на краевом радио Давид Соломонович. – И вот только в Ставрополе в тесной творческой дружбе с оркестром военного летного училища, которым руководил майор Александр Злобин, мне удалось написать три произведения в маршевом жанре. Это марш «Ставрополец», «Русский марш» и марш «Олимпийский». Три русские народные песни, которые я подчинил маршевой специфике, включает в себя «Русский марш». Марш «Олимпийский» навеян Олимпиадой-80. И, наконец, марш «Ставрополец» - это дань тому, что я стал чувствовать себя истинным ставропольцем.
Двадцатилетним парнем в солдатской шинели встретил Давид Генделев Великую Отечественную войну. На его глазах гибли в атаках его ровесники, отдавая свою жизнь за Родину. И, естественно, тема подвига, тема священной памяти не могла не отразиться спустя годы на творчестве композитора. Ставропольцы знают, что у мемориала Вечной славы на Крепостной горе постоянно звучит траурно-триумфальная музыка, созданная Давидом Генделевым. Он написал и другие произведения, посвященные памяти тех, кто не вернулся с войны.
- Да, у меня есть ряд произведений, связанных со священной памятью павших воинов, - продолжал разговор Давид Соломонович. - Одно из них – «Солдатская вдова» на стихи поэта Николая Карташева. Когда он принес их мне, я был буквально потрясен и, сочиняя к ним музыку, плакал. Стихи покорили меня жизненной правдой и трагедийной судьбой молодой женщины. Оставшись во время войны вдовой, она сохранила на всю жизнь свою женскую верность, пронесла сквозь годы любовь к мужу-солдату. Впоследствии люди, которые слышали эту песню, подтверждали, что подобные случаи встречались в жизни нередко
В музыкальном творчестве Давида Генделева, даже если брать в расчет только ставропольский период его работы, зримо проступает молодежная тема. Особенно ярко она выразилась в цикле песен, написанных в содружестве со ставропольским поэтом Вениамином Ащеуловым. Цикл этот рассказывает о молодежи края, о ее дерзаниях, поисках. Интересно то, что композитор берет в этом цикле широкий временной диапазон: от 20-х годов – это «Песня первых комсомольцев Ставрополья» и до наших дней – это песня «На гордой высоте» о строителях Прикумского завода пластмасс.
- Этот цикл посвящен 60-летию комсомола и включает в себя семь песен, - вспоминал Давид Соломонович. – Кроме названных, там есть песни, посвященные Ставропольской ГРЭС, песни «Монолог комсомола», «Комсомол всегда в строю», «Генка Голенев, отзовись». Нам пришлось с Вениамином Ащеуловым выезжать в творческие командировки. Мы были, в частности, на Прикумском заводе пластмасс, и эта поездка вдохновила нас на создание песни. Стихи, написанные поэтом, пришлись мне по душе своей яркостью, броскостью, они дают большой заряд для музыкальной мысли. Что касается музыки, мне хотелось в этом цикле отразить задор, кипучую энергию и живые ритмы жизни современной молодежи.
Давиду Генделеву посчастливилось учиться в Московской консерватории с такими широко известными композиторами, как Эдуард Колмановский, Арно Бабаджанян, Александр Холминов, Карен Хачатурян. Ему довелось общаться с большими музыкантами, корифеями музыки – это Дмитрий Шостакович и Исаак Дунаевский, Тихон Хренников и Юрий Шапорин. Это общение, конечно же, отразилось на его творчестве.
- Мне особенно запомнились слова нашего выдающегося композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, - снова вспоминал Давид Соломонович. – Он призывал молодых авторов, как он выражался, «обмакнуть пальцы во все жанры». Следуя этому завету, я могу сказать, что у меня написана музыка почти во всех жанрах, нет только оперы. Я был также знаком с Исааком Осиповичем Дунаевским, который, кстати, принимал меня в члены Союза композиторов. Общение с ним меня всегда вдохновляло и окрыляло. Я пытался, так сказать, уловить его песенный стиль и преломить его в своем творчестве.
Что же касается однокашников, соучеников по консерватории, Давид Генделев многие годы продолжал с ними творческие связи. Особенно тесно дружил он с Эдуардом Колмановским, регулярно переписывался. Более того, он написал Фантазию для духового оркестра на темы песен Эдуарда Савельевича. Творческая дружба композиторов продолжалась.