Константин Райкин:«Нам очень понравился ставропольский зритель»

Ольга Метёлкина

На Ставрополье в рамках федеральной программы «Большие гастроли» приехал Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

С 22 по 24 апреля зрители могли увидеть выступления московских артистов на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова. Были показаны спектакли «Шутники» по пьесе А.Н. Островского в постановке Евгения Марчелли и «Константин Райкин. Своим голосом». Из краевого центра «Сатирикон» отправился в Железноводск, чтобы принять участие в II Театральном сезоне «На Водах». 25 апреля зрители увидели поэтический моноспектакль Константина Райкина, а 27 апреля будет показана постановка по пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».

На пресс-конференции в Ставрополе.
Александр ПлотниковНа пресс-конференции в Ставрополе.

Напомним, что реализация федеральной программы «Большие гастроли» началась в 2014 году по поручению Министерства культуры Российской Федерации. Благодаря этому у зрителей практически во всех уголках страны появилась возможность увидеть лучшие постановки российских театров. Оператором гастролей российских театров под брендом «Большие гастроли» является Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт».

На минувшей неделе в Северо-Кавказском информационном центре ВГТРК состоялась пресс-конференция с участием художественного руководителя театра «Сатирикон» народного артиста РФ Константина Райкина, директора театра Владимира Казаченко, ведущего актера труппы, заслуженного артиста РФ Дениса Суханова и заместителя министра культуры Ставропольского края Галины Павловой.

К участникам пресс-конференции в режиме видеосвязи присоединился также начальник отдела театральных программ «Росконцерта» Владимир Черкасов. Он рассказал, что начиная с этого года Министерство культуры РФ впервые приступило к реализации единого всероссийского гастрольно-концертного плана, в который входит в том числе и проект «Большие гастроли».

Первый заместитель министра культуры СК Галина Павлова напомнила о том, что Ставропольский край впервые принял участие в этом масштабном проекте в 2015 году:

- К нам приезжал Малый театр, наш театр выступал на его сцене в Москве. У нас была практика обменных гастролей с Белорусским музыкальным театром, артисты которого приезжали в Ставрополь, наши артисты ездили в Минск. В Театр оперетты приезжал Русский театр драмы имени Ф. Искандера из Абхазии. Практикуем выезды в республики. А когда принимаем столичные театры, это события иного уровня для культурной жизни края.

На пресс-конференции в Ставрополе.
Александр ПлотниковНа пресс-конференции в Ставрополе.

Гости в свою очередь отметили, насколько тепло их встретила ставропольская публика.

- Мы давно не видели полного зала. С начала пандемии полный зал – это желанное и невиданное явление, - сказал народный артист РФ Константин Райкин. - В Москве, как известно, разрешено 50 процентов заполняемости залов в театрах. А тут мы встречаемся с явлением аншлага. Нам очень понравился ставропольский зритель. Естественно, мы знаем, что это старейший кавказский театр с большими традициями. Как профессиональные люди мы оценили это пространство: нам очень уютно, прекрасная акустика, очень хорошо оснащена сцена и закулисье. И главное - зрительский прием, потому что он очень жаркий, очень включенный. Такой густой реакции аплодисментной мы давно не встречали и в Москве. Я очень люблю провинциальную публику. Провинция – это не географическое понятие. Провинции очень много и в Москве, там есть «спящие» районы, где «не выступала нога человека». Там ее побольше будет, провинции, в нехорошем смысле.

Актер Денис Суханов тоже поделился своими впечатлениями о краевом центре и первой встрече со ставропольской публикой:

- Я впервые в Ставрополе, восхищен вашим городом. Вчера наблюдал, как шли зрители на спектакль… В сменной обуви. Это так трогает.

«Сатирикон» привёз в Ставрополь спектакль «Шутники» по пьесе А. Островского. Для многих зрителей современная интерпретация классического произведения стала неожиданной. Художественный руководитель театра
К. Райкин пояснил, почему на сцене не было хрестоматийной купеческой атрибутики:

«Большие гастроли»  театра «Сатирикон»  на ставропольской сцене  (фото  со страницы  официальной группы  театра «Сатирикон»  ВКонтакте)
Александр Плотников«Большие гастроли» театра «Сатирикон» на ставропольской сцене (фото со страницы официальной группы театра «Сатирикон» ВКонтакте)

- Классику тогда интересно ставить, когда она рассказывает что-то о сегодняшнем дне. Когда театр с помощью великого произведения, давно написанного, рассказывает современному зрителю о нем самом. И тогда зритель видит историю не про какую-то давнюю жизнь, а про свои проблемы. Я считаю Островского величайшим русским драматургом. Я считаю, что русский актер должен обязательно проходить через этого драматурга. Но не через самовары, скрипучие сапоги и традиционную русскую одежду. Мне кажется, что Островский не обязан быть этно-графически, исторически точным. Он остается Островским, даже если играть его в современной одежде, в современных автомобилях, переводить его истории на совершенно современный лад. Он всё равно не перестает быть собой, потому что он попадает в «сутевые» проблемы человека.

На пресс-конференции был задан вопрос о том, каким образом в театре сохраняется наследие Аркадия Райкина.

- Театр наш имеет глубинные традиции творчества моего отца, - ответил Константин Аркадьевич. - Впрямую продолжать его путь я считаю неверным. И с тех пор, как я стал художественным руководителем театра, а это было 33 года назад, я сразу повел театр по иному пути. Этот путь я в своё время оговорил с отцом. И он это дело благословил. Мы перестали быть эстрадным театром. Вообще, этот жанр, который исповедовал Аркадий Райкин, я бы назвал его именем. Это был жанр, который называется для меня: «Аркадий Райкин». И с его уходом этот жанр прекратился… Я постоянно веду с отцом какой-то внутренний диалог, всё время думаю о том, а как бы он отнесся к моему поступку, моей роли или спектаклю, который я делаю… Мы пошли путем драматического ансамблевого театра. У нас ставили спектакли лучшие режиссеры страны.

В Ставрополе в зрительном зале можно было видеть много молодых зрителей, и это не может не радовать. Тем не менее К. Райкин отметил, что его не очень интересует возрастной ценз публики:

- Я бы не хотел, чтобы к нам в театр ходила только молодежь, - сказал он. - Меня интересует пестрая публика, и в социальном, и в возрастном отношении.

Был задан вопрос и о новом спектакле «Дорогая Елена Сергеевна», который «Сатирикон» покажет в Железноводске. Директор театра Владимир Казаченко рассказал о том, что репетиции шли в «предпандемийное» время, а когда спектакль был готов, все театры в Москве уже были закрыты.

- Мы подумали, что пандемия – не повод отменять премьеру, и решили сыграть спектакль онлайн, - сказал В. Казаченко. - Организовали прямую трансляцию на YouTube и в наших соцсетях. Спектакль смотрели 12 тысяч человек. Формат онлайн-премьеры немного искусственный, без живой энергии зала – это не то, что должно быть. И мы очень рады, что можем играть этот спектакль вживую. Успели показать его в Санкт-Петербурге на фестивале «Балтийский дом».

На пресс-конференции был задан вопрос о том, как художественный руководитель театра, режиссер и актер Константин Райкин относится к вопросу цензуры в культуре, который регулярно обсуждается в обществе и медийном пространстве.

- В нашей стране цензура на протяжении огромного промежутка времени была проклятием нашей культуры, – ответил Константин Аркадьевич. - Я категорически против цензуры. Я считаю то, что цензуру отменили в своё время, это величайший прогресс отечественной культуры и момент свободы. К свободе многие из нас не готовы. Искусство – это болевое поле, поэтому есть определенные ограничения, например по возрасту, есть разные вкусы. Искусство всегда занимается открытием нового. К новому люди часто бывают не готовы в нашей стране. Воспринимают новое как враждебное, бывают агрессивны, нетерпимы, непримиримы. Это вопрос воспитания… Надо уметь воспринимать взгляд, отличный от твоего, воспринимать его уважительно. Или, если тебя этот взгляд возмущает, встать и уйти. Главное, не писать в прокуратуру по любому поводу… Я родился и пребывал в профессии долгие годы, когда по восемь раз сдавали спектакли начальству, которое боялось всего и, когда видело что-нибудь живое, пыталось это живое и талантливое изуродовать до неузнаваемости. И все это я проходил. Я никогда в жизни не соглашусь на то, чтобы это вернулось.

В финале встречи с журналистами директор театра «Сатирикон» Владимир Казаченко поделился ближайшими планами творческого коллектива. В скором времени ожидаются гастроли в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, идет работа над новым спектаклем. Над каким именно, директор не сказал, сохранив интригу.

- Театр не может сидеть и не заниматься активной деятельностью, для которой он предназначен, - отметил Владимир Анатольевич. - Мы очень ждем, когда сможем вернуться в свое здание, когда мы его достроим. Это будет для нас большой праздник.

федеральная программа «Большие гастроли», Константин Райкин, пресс-конференция

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление