Летнее путешествие в Ульяновск (не по ленинским местам)
Ольга МетёлкинаЧто в первую очередь приходит в голову, когда речь заходит об Ульяновске? Тем, кто жил в Советском Союзе, был пионером и комсомольцем или, по крайней мере, неплохо учил историю с географией, сразу же вспоминается, что в этом городе родился и жил Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Народ, технически продвинутый, непременно скажет о знаменитом Ульяновском автозаводе. А для меня теперь, волею судьбы и кабинета критики Союза театральных деятелей России оказавшейся в старинном городе, до 1924 года называемом Симбирском, Ульяновск в первую очередь связан с великим русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым, 200-летие которого мы отмечали в июне нынешнего года.
В атмосфере русской классики
Одним из главных событий юбилейного празднования стал VI Международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене». О том, что зрители действительно с нетерпением ждали его, весьма наглядно говорило отсутствие свободных мест на спектаклях. Как на большой, так и на малой сценах Ульяновского драматического театра, который носит имя И.А. Гончарова.
На весь коллектив театра драмы в те дни легло множество забот и волнений. Директор Наталья Александровна Никанорова, её помощники и службы, похоже, работали круглосуточно. Благодаря большому опыту проведения фестивалей и чёткой работе организаторов все гости и участники с первой минуты пребывания на симбирской земле ощутили тёплую заботу, доброжелательность и внимание принимающей стороны. Весь город в те дни жил в атмосфере русской классики и юбилея великого земляка.
Хозяева сцены к юбилею великого земляка подготовили отличный подарок публике. После длительного перерыва в новой сценической редакции ульяновцы сыграли «Обрыв», поставленный 12 лет назад народным артистом России Юрием Копыловым. Этого замечательного режиссёра не стало в марте нынешнего года, и спектакль, сохранивший часть его души, стал своеобразным памятником большому мастеру, каким был Юрий Семёнович. Эта работа очень дорога всему коллективу театра и каждому артисту. Настолько дорога, что актёр Московского драматического театра имени Гоголя Алексей Кирилин, шесть лет назад оставивший ульяновскую сцену, приехал, чтобы сыграть в «Обрыве» роль Райского.
В спектакле сложился на редкость удачный ансамбль из корифеев сцены народных артистов России Клары Шадько, Зои Самсоновой, Алексея Дурова, заслуженных артистов РФ Владимира Кустарникова, Ирины Янко, Михаила Петрова и молодых талантливых актёров и актрис — Оксаны Романовой, Екатерины Поздышевой, Юлии Ильиной, Виталия Злобина и других.
Здесь не могу не упомянуть о том, что биография любимца публики самых разных городов Владимира Кустарникова связана с нашим краем. Обладатель многочисленных официальных и неофициальных званий и призов, Владимир Петрович с особой теплотой рассказал, что первый театральный опыт он приобрёл ещё в юные годы в Железноводске, в театральной студии, которой руководила Галина Николаевна Касьянова.
«Да здравствует Обломов!»
Однако я нарушила хронологию событий, поспешив сказать в первую очередь о новой сценической редакции «Обрыва». На самом деле, следуя законам гостеприимства, ульяновцы предоставили возможность открыть фестиваль гостям из Германии - Русскому Театру под руководством Григория Кофмана. Берлинцы начали, фигурально выражаясь, «за упокой» - спектаклем «Обломов умер. Да здравствует Обломов!» по пьесе М. Угарова «Смерть Ильи Ильича».
Современная интерпретация классического романа оказалась близкой не всем зрителям. Для меня тоже осталось загадкой, зачем драматургу понадобилось выворачивать на изнанку гончаровский сюжет, использовать знаковые образы классической литературы, заменяя глубокие характеры уродливыми типажами... И если бы не игра талантливых актёров, с которых в небольшом, до отказа заполненном зале сошло буквально семь потов, то, пожалуй, можно было бы легко забыть увиденное.
Меня гораздо больше, чем спектакль, заинтересовала история самого театра и судьбы артистов. Большинство из них выехали в Германию из России и бывших советских республик в 90-е, имея за плечами значительный профессиональный опыт. Сам Григорий Кофман родился в пригороде Ленинграда, учился в городе на Неве, там же начался его путь в актёрскую профессию, а затем оттачивался и режиссёрский опыт.
Даёт о себе знать питерская театральная школа актрисы Русского Театра в Берлине Татьяны Кнат. В своё время она окончила Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), играла в Санкт-Петербургском академическом театре драмы имени А.С. Пушкина. В спектакле «Обломов умер...» Татьяне Кнат удалось максимально бережно сохранить черты образа Агафьи Матвеевны, созданного классиком И.А. Гончаровым, а не идеологом «новой драмы» М. Угаровым.
Фестиваль в Ульяновске в который раз подтвердил мысль о том, как тесен мир, особенно театральный. После обсуждения спектакля «Обломов умер...», мы познакомились с актёром Русского Театра Вадимом Граковским. В отличие от созданного им с оттенком инфернальности образа Андрея Штольца, сам Вадим обладает особым человеческим магнетизмом и обаянием. Захотелось увидеть другие его работы. К тому же, оказалось, что у нас есть общие знакомые - создатели русскоязычного театра «Zero» в Израиле Олег и Марина Родовильские. С ними Вадим Граковский был дружен ещё в Ташкенте, где родился и служил в разных театрах. Мне же посчастливилось познакомиться с Родовильскими на фестивале в Кишиневе, там они показывали удивительный спектакль «Женщина в песках» ( http://vechorka.ru/gazeta/print/?articleID=22808 ).
Даже не стоит спрашивать наших бывших соотечественников, испытывают ли они ностальгию. Большинство людей театра, 20 лет назад уехавших за границу, с которыми я общалась, признавались в том, что ощущают потребность возвращаться в Россию, играть классику, участвовать в совместных проектах и просто говорить по-русски. Правда, для гостей ульяновского фестиваля из Германии проблемы языка не так актуальны, в репертуаре Русского Театра в Берлине спектакли идут на русском.
Замечательного «Обломова» в постановке народного артиста России, режиссёра Станислава Железкина на фестивале показал Мытищинский театр кукол «Огниво». Синтез двух видов театрального искусства в этом спектакле оставил потрясающее впечатление. Надо видеть, как актёр и кукла создают необыкновенно цельный образ героя. Так происходит и с самим Обломовым, и с Ольгой Ильинской, и с Андреем Штольцем, и с Захаром… На глазах зрителей страница за страницей возникает роман И.А. Гончарова.
В репертуаре театра кукол «Огниво» это не единственный спектакль для взрослых. На его сцене успешно идут чеховский «Вишнёвый сад», «Ревизор» Н.В. Гоголя, пушкинская «Пиковая дама», «Зорко одно лишь сердце» А. де С. Экзюпери, «Фигаро» по мотивам П. Бомарше и другие постановки для зрителей не детского возраста. Лауреат и дипломант Национальной театральной премии «Золотая маска», «Огниво» 16 раз становился обладателем Гран-при престижных международных фестивалей и конкурсов. Если когда-нибудь судьба забросит вас в Мытищи, непременно сходите в этот театр: обещаю, вы получите неповторимое удовольствие.
На одном корабле с Гончаровым
Завершал фестиваль спектакль-путешествие Ульяновского драматического театра «Фрегат «Паллада»». Кстати, это единственная постановка по одноимённому роману И.А. Гончарова. Признаюсь, мне было трудно представить, как можно поставить на сцене путевые заметки о морском кругосветном путешествии. Оказалось, можно, и ещё как! Публику разместили на сцене, и мы получили редкую возможность оказаться на незримой границе двух пространств, буквально слышать биение сердец действующих лиц, практически ощущать движение корабля, на котором герой — молодой Иван Гончаров проделал свой путь, оставив уникальные, полные интереснейших описаний, дневниковые записи. Эффект движения многократно усиливался благодаря весьма реалистичным декорациям, видеопроеции и звуковому оформлению, создающим полное ощущение, что ты сам плывёшь на корабле: вдалеке виден берег, слышны шум волн и крики чаек…
VI Международный театральный фестиваль, посвящённый 200-летию Ивана Александровича Гончарова, завершился на высокой эмоциональной волне. Председатель экспертного совета, известный театральный критик, шеф-редактор журнала «Страстной бульвар,10» и главный редактор журнала «Иные берега» Наталья Старосельская дала фестивалю высокую оценку, отметив интересные спектакли, яркие актёрские и режиссёрские работы. «Ульяновский театр продолжает с успехом доказывать своё право называться русским классическим театром в самом высоком смысле этого слова, - сказала Наталья Давидовна. - Он верен традициям российской классической театральной школе, заложенным Федором Волковым, бережно продолженным Станиславским и Немировичем-Данченко и развитым, поднятым на недосягаемую высоту в Ульяновске бывшим художественным руководителем театра Юрием Копыловым».
Особенности ульяновской культурной политики
Закрытие фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене» не оставил своим вниманием губернатор Ульяновской области С.И. Морозов, который, впрочем, и открывал его. Интерес первого лица области к вопросам культуры и, в частности внимание к театру, далеко не формальные. Полюбовавшись изысканными интерьерами фойе и попав в роскошный зрительный зал театра драмы, видишь, что это настоящий храм искусства. Но самого главное – забота о театральных коллективах. Мне давно не приходилось слышать о том, что актёрам выделяют квартиры и оплачивают летний отдых на море! Однако в Ульяновске это уже в традиции. К примеру, на минувшей неделе 29 актёров из четырёх театров областного центра получили возможность провести отпуск «по высшему классу», выбрав страну и время. Что тут скажешь?..
Вообще об ульяновском губернаторе мне приходилось слышать разные мнения, в том числе ироничные и критические. В списке решений С. Морозова немало экстравагантных. Так, несколько лет назад он объявил 12 сентября «Днём зачатия» с тем, чтобы в День России, 12 июня, на свет появилось максимальное количество младенцев. Нестандартная акция уже несколько лет проходит под девизом: «Роди патриота в День России», а главных приз за успешное участие — автомобиль УАЗ. Центральные российские СМИ активно комментировали инициативу ульяновского губернатора - ввести для областных чиновников письменный экзамен по русскому языку и знанию истории родного края. Кроме того, он «настоятельно рекомендовал» во всех документах ульяновского правительства и печатных изданиях использовать букву «ё» и даже установил ей памятник в центре города. С. Морозов одним из первых региональных руководителей распорядился ввести жёсткий запрет на продажу крепкого алкоголя с семи вечера до семи утра. А ещё он инициировал проведение фестиваля скамеек, результатами которого теперь можно воспользоваться в самом центре Ульяновска.
Местные жители относятся к деятельности своего губернатора неоднозначно, тем более что поводов для иронии предостаточно. Но если говорить о политике С. Морозова в области культуры, то лично у меня она вызывает, как минимум, уважение. Неслучайно в мае этого года после его доклада на заседании комитета по культуре Госдумы России о культурной политике в Ульяновске и области депутат Иосиф Кобзон сказал, что именно такой человек, как Сергей Морозов, мог бы занять место министра культуры страны...
Мюзикл… к юбилею классика
Программа празднования юбилея И.А. Гончарова в Ульяновске была чрезвычайно насыщенной. Помимо международного театрального фестиваля, здесь состоялся XXXIV Всероссийский Гончаровский праздник «В Симбирск стремился всю жизнь!», фестиваль парусных судов с экскурсией по памятным местам, выездное заседание Союза писателей России. А в сам День рождения Ивана Александровича, 18 июня, открылась V Международная научная конференция, посвященная его юбилею.
«Неформалы» из числа любителей творчества писателя тоже не остались в стороне: члены литературного «Обломов-клуба» приняли в свои ряды немецких кинематографистов: режиссера, создателя киноцикла «Обломов» Х. Будде и его соавтора Н. Цоллер.
Необычным подарком к 200-летию великого земляка стал мюзикл о жизни и творчестве И.А. Гончарова, музыку к которому написал В. Поповский, а литературный материал подготовила С. Поповская. Все партии в нём исполнили ульяновские артисты и музыканты, профессионалы и любители. Все желающие могут оценить мюзикл в записи на YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=HIfWgG0m4dg).
Какой же Ульяновск без Ленина?..
К сожалению, многого так и не удалось увидеть – времени не хватило. Но обойти стороной Дом-музей Ульяновых было просто невозможно. Экскурсия, в советское время носившая обязательный характер, сегодня вызывает живой интерес. Самую большую ценность, на мой взгляд, представляют подлинность вещи, которыми пользовались члены семьи. Экспозиция создавалась еще в середине 20-х – 30-е годы XX века при участии сестер Владимира Ильича. Чрезвычайно скромная обстановка: самая необходимая мебель, книги, письменные приборы. В целом же, музей представляет собой экспозицию быта провинциальной интеллигентной семьи. Без фанатичного почитания вождя, без какой-либо идеологии.
Мы обратили внимание на гимназический сюртук в комнате Володи. Экскурсовод пояснила, что это точная копия форменной одежды гимназистов конца XIX века. Деньги на его изготовление выделил своим распоряжением лидер КПРФ Г. Зюганов после посещения Дома-музея. К сожалению, на брюки и фуражку этих средств не хватило.
Волна переименований миновала Ульяновск, на карте города остались типичные советские названия улиц и переулков: Карла Маркса, Карла Либкнехта, Энгельса, III интернационала, Краснознаменный, Комсомольский и прочие. Однако на табличках с «действующими» названиями можно почитать также исторические наименования. Так, улица Ленина (где находится Дом-музей Ульяновых) до революции была Московской.
* * *
Ульяновск я покидала с непреодолимым желанием непременно вернуться в этот замечательный город на Волге. К тому же, на закрытии фестиваля губернатор упомянул о том, что готовится новый проект, посвящённый 250-летию другого великого симбирянина - писателя-историографа Николая Михайловича Карамзина. Надеюсь, что когда-нибудь у меня ещё появится возможность пройти по улицам этого славного города, и тогда я непременно побываю в открывшемся после реконструкции доме-музее И.А. Гончарова, съезжу в усадьбу Колобка (если вы не знали — Ульяновская область объявлена родиной этого сказочного героя), сфотографирую памятник студенческой Халяве, открытый меньше месяца назад... Да мало ли традиционных и оригинальных достопримечательностей помимо ленинских мемориальных мест можно посетить в старинном Симбирске и современном Ульяновске?!.