Лики любви в свете рампы
.Очередной премьерой Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова в нынешнем сезоне стала инсценировка любовных рассказов И. Бунина из знаменитых «Темных аллей», которые постановщик спектакля Ирина Баранникова назвала «Лики любви».
Если условно определять в спектакле сквозную мысль чаяний постановочного коллектива в прочтении прозы великого писателя, то ее по праву можно назвать «философией любви», которая складывается из череды показанных историй, сменяющих одна другую на сцене.
Любовный сюжет всегда главенствует и будет главным в искусстве: стихах и прозе, песне и картине, в приватной беседе и интимных размышлениях мужчины и женщины, юных и зрелых.
Бунинское понимание любви особое, оно не совпадает с её пониманием ни писателями-предшественниками, ни его современниками и уж тем более нынешними литераторами.
Писатель и театр не рассматривают только физическую сторону любви, благополучно избегая поверхностной намекающей пошлости, они видят в любви прямо-таки слияние «земли» и «неба».
Спектакль можно назвать достаточно произвольным монтажом историй от первого юного любовного лепета подростков до горестного подведения итогов в конце жизни.
Мы видим в «Ликах любви», что любовь - самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы, земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека. Все сценические истории мужчины и женщины не заканчиваются браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть.
Писатель часто повторял, и театр это наглядно показал в спектакле, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство, увы, есть лишь короткая вспышка в жизни человека, считал Бунин.
Создается впечатление, что для него смерть любви предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок в кругу располневшей жены и воркующих деток.
Спектакль «Лики любви» показывает нам любовь на ее пике, но никогда - при угасании, поскольку угасания не бывает в рассказах Бунина.
Образ женщины - главная притягательная сила, которая влечет автора и которая более разносторонне подана в спектакле. Они разные - юные и зрелые, добродетельные и падшие, уравновешивает всех их любовь. Социальный статус перестает иметь значение, когда в жизнь вступают чувства.
Хорошо сыгранных женских образов в спектакле немало: в неожиданно остром рисунке характера проявила себя в спектакле Светлана Колганова, обаятельной и женственной предстала Дарья Симанкина, в небольших по тексту ролях хорошо обозначили образы Оксана Винникова и Дарья Сафонова. В трагических красках завершила в спектакле все любовные истории Людмила Ковалец. В таком по-актерски зрелом сыгранном характере мы давно ее не видели на сцене.
Мужские образы в рассказах И. Бунина и в спектакле «Лики любви» несколько затемнены, размыты, характеры не слишком определены. Можно только догадываться, какие у них достоинства и недостатки. Мужчина участвует в историях постольку, поскольку любовь - это чувство двоих, в нем главенствует и задает тон женщина.
Тем не менее волевое и маскулинное начало, которые так жаждут найти влюбленные женщины у мужчин, в спектакле по-разному зримо присутствуют в исполнении Олега Хомутова, Александра Жукова, Александра Кошелевского, Александра Сухарева, Георгия Серебрянского.
Монтажный принцип построения спектакля в череде мелькающих эпизодов с частой сменой элементов декорации на глазах зрителей не всегда выдержан в темпе и ритме. Мелькание кадров притупляет внимание зрителя, которого можно было бы встряхнуть некоторыми постановочными изысками в пластике, свете и музыке. Общий цветовой монохромный колорит тоже мало радует глаз.
В спектакле нашего театра «Лики любви» этого чувства воз и маленькая тележка, каждый найдет свои доводы, подтверждающие правоту своих размышлений о жизни и счастье. Его стоит посмотреть.
Владимир ЛЫЧАГИН,
заслуженный работник культуры РФ.
Фото – официальный сайт Ставропольского
академического театра драмы
имени М. Лермонтова.