«Математическая экономика» может повысить зарплату
Лия КарапетянТема повышения заработной платы учителям волнует сегодня не только школьных педагогов, но и ученых. Директор Ставропольского русско-греческого центра развития медицинской, экономической, межэтнической культуры школьников и студентов, профилактики негативных явлений в обществе, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика» обратился к своим коллегам - учителям математики всей страны. Он озаглавил свое обращение так: «Ваша зарплата в ваших руках!».
«Вечерка» публикует сегодня письмо Ш. А. Музенитова, приглашая тем самым к разговору на актуальную тему всех, кто имеет собственное мнение по этой теме.
Председатель Правительства РФ Владимир Путин в своих недавних выступлениях не раз говорил: надо повысить производительность труда в стране в два раза, а Президент России Дмитрий Медведев в своем выступлении перед учителями отметил, что зарплата учителям может быть повышена в том случае, если страна добьется развитой экономики.
Теперь вопрос всем учителям, директорам школ: что делают сегодня учитель и школа для того, чтобы поднять уровень производительности труда? Ответ лаконичен: абсолютно ничего! А повышения зарплаты требуют все и вовсю! Ныне функционирующий в некоторых школах учебный предмет «экономика» абсолютно не выполняет своего предназначения. Хотя бы потому, что все действия на уроке сводятся к простой формуле: учитель рассказывает - ученик слушает. А потом, выходя из класса, все забывает.
Да, школьная «экономика» дает учащимся определенные сведения из экономики. Кстати, ученик эти сведения может получить и после школы, но они вовсе не развивают его экономическое мышление, являющееся важнейшим фактором в вопросе профилактики негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию. По существу происходит неоправданная трата средств и времени - по «принципу младенца»: плачущему ребенку подают соску. Происходит обман школьников, их родителей, всего общества и государства в целом. В результате по большому счету в стране происходит страшное: падают самолеты, взрываются шахты, разрушаются школы, горят дома престарелых, леса, тонут пароходы...
Для развития экономического мышления и связанных с ним организаторских способностей, деловых качеств надо решать математические задачи с экономическим содержанием. Необходимо выполнять лабораторные, самостоятельные, практические, проектные работы и на базе глубокого экономико-математического анализа устанавливать, что влияет и насколько на повышение производительности труда, на снижение себестоимости выпускаемой продукции, на рентабельность производства и многое другое. Роль математических расчетов и цифровых сравнений неоценима. Преподавать этот предмет должен только учитель математики и никто другой. В этом отношении на учителей математики ложится большая ответственность в вопросе повышения производительности труда. В этом я убедился на личном опыте. Как это происходило? Свою «трудовую деятельность» я начал с четырех лет: к этому времени уже умел писать, читать, знал таблицу умножения, мог устно умножать двузначные и трехзначные числа, а в дальнейшем - стремительно развивался. С дошкольного возраста по сей день выращиваю овощные культуры. С первого класса работал в летнее каникулярное время в родном колхозе: сначала - посев и прополка, а затем - косьба и заготовка сена. В студенческие годы учебу совмещал с работой в общежитии — плотником, работал в строительных организациях Ставрополя и Ставропольского края. Все ремонтные работы по дому выполняю без привлечения наемной рабочей силы. В НИС тарифного нормирования работал в должности инженера-экономиста. И, наконец, в 1994 г. по моей инициативе совместно с двумя братьями и двумя сестрами открыли собственную фирму ООО «Эратосфен» по обеспечению населения продуктами первой необходимости. Для меня было важно на практике изучить условия, потребности рыночных отношений и в учебных целях. Все это в совокупности привело к достоверной и практически обоснованной мысли: математика - и только она! - в любом производственном деле, тонко проникая в технологию и являясь элементом НОТ, последовательно и поэтапно способствует развитию экономического мышления, повышению производительности труда.
Все сказанное выше я отразил в программе и методических рекомендациях, в учебном пособии «Математическая экономика». Так что я уверен: если человек не почувствует или основательно не изучит производственные вопросы, никакие программы (стандарты) никогда не приведут его к желаемой цели, какой бы институт их ни разрабатывал, какой бы эксперт их ни оценивал!
Кстати, отдельные школы г. Ставрополя (лицеи № 5, 14, 8, МОУ СОШ № 23 и другие) уже внедрили учебное пособие «Математическая экономика» в образовательный процесс. Другие школы считают необходимым решить проблему через обязательный курс математики.
Если мы решим эту проблему и сделаем экономику в нашей стране развитой, то поднимем собственную зарплату. По моим прогнозам, в пределах 50 - 70 тысяч рублей. Если мы определимся с учебным пособием «Математическая экономика», установив необходимость его в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, то сообща можем обратиться к руководителям преуспевающих предприятий, спонсорам, которые давно ждут экономически грамотных, мыслящих работников, с просьбой финансировать издание и распространение пособия по регионам РФ по усмотрению самого спонсора. Со своей стороны, рукопись пособия предоставлю на безвозмездной основе, считая его личным подарком подрастающему поколению.
К сказанному добавлю: главный редактор журнала «Экономика в школе» Н. Калинина, ознакомившись с пособием, изъявила желание издать его дополнительным тиражом в нескольких номерах журнала. Потребовалось финансирование. Я надеюсь, что спонсоры найдутся - такой опыт у меня есть. Уважаемые учителя математики! Давайте все вместе поддержим идеи Президента и попробуем сами найти пути повышения своей зарплаты!