Министр образования Ставропольского края рассказал о достижениях дистанционного обучения
.Дистанционное обучение не может заменить уроков в школе, когда ученик и учитель находятся в непосредственном общении. Но небольшой опыт работы в дистанционном режиме в апреле – мае 2020 года показал, что обучение бесконтактным способом имеет свои положительные стороны. Участие школьников в дистанционном обучении позволило нам приобрести новый опыт, считает министр образования Ставропольского края Евгений Козюра.
Включили все информационные и телекоммуникационные ресурсы
Применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предоставило педагогам и детям возможность использования в образовательном процессе достижений информационных и телекоммуникационных технологий, проанализировать электронные образовательные ресурсы.
На сайтах общеобразовательных организаций размещаются индивидуальные планы для каждого класса с указанием темы, видов работы на данном уроке, домашнего задания, способов обратной связи с учителем.
При планировании уроков учитывались технические условия и возможности в различных семьях и предлагались такие альтернативные варианты изучения материала, как работа с учебником и прослушивание аудиофайлов, просмотр видеофайлов.
Ключевой организатор сейчас – учитель. Именно на его плечи легло построение взаимодействия учитель – ученик-родитель.
Обратную связь с учениками организовали с помощью электронного дневника, электронной почты, групп классов обучающихся и родителей через мессенджеры.
Учителями используются в работе как ранее применяемые платформы (Учи.ру, РЭШ), так и вновь осваиваемые сервисы, и платформы: Якласс, Моя школа в онлайн и т. д.
Для удобной работы учителей и учеников, например, в школе № 23 города-курорта Пятигорска, на ЯндексДиск создан файлообменник. В связи с этим у каждого участника образовательного процесса есть свои обязанности: ответственные дают доступ на просмотр и скачивание ученикам по Яндекс.Почте видеоматериалов, текстовых документов, видеоуроков, подготовленных учителями. Классные руководители контролируют размещение материалов и действия учеников и учителей. Учителя-предметники своевременно готовят материалы и передают ответственным. На ЯндексДиск организованы папки для доступа, структурированы по схеме: папки по классам (5А, 5Б, 5В…), папки по датам и предметам.
Учителя используют в работе современные онлайн-доски. Они становятся и местом планирования, инструментом объяснения и визуализации учебного материала, и способом проведения мозгового штурма, а также хорошо подходят для совместной работы с учениками, в том числе – во время видеоконференций. Ученики обмениваются наглядными материалами между собой, что эффективно при подготовке ими докладов или коротких выступлений. Этим процессом дистанционно управляет педагог.
Сейчас учителя начали осваивать еще один удобный набор инструментов для проведения дистанционных занятий с учениками – онлайн-школа «Инфоурок».
Расписание уроков и голос учителя
Школами приобретен опыт организации занятий по принципу одновременного подключения всех обучающихся класса и учителя-предметника к общей виртуальной комнате. При этом учителя и обучающиеся находятся у себя дома, а создание и запуск виртуальной комнаты ведется из школы. Эта модель позволяет контролировать проведение уроков в строгом соответствии с расписанием школы, посещение занятий обучающимися, контролировать время проведения занятий, снизить количество ссылок, по которым ученикам необходимо переходить (один класс – одна ссылка на все онлайн-уроки).
Наиболее востребованной формой дистанционного обучения стали небольшие учебные ролики, созданные самим учителем.
При дистанционном обучении, особенно в начальной школе, стало важным обеспечить теоретическую основу обучения, которая формирует у детей ориентиры для самостоятельной работы. Отсюда возникла необходимость в создании учебных роликов, то есть объяснение преподавателя, записанное на видео, дополненное мультимедиа приложениями, презентацией, наглядностью и другой информацией. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала для учеников младших классов стала возможность услышать знакомый и привычный для них голос учителя, прослушать объяснение в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. После просмотра видеоролика, где наглядно идет объяснение нового материала, даются рекомендации, образцы или памятки, и дети успешно выполняют предложенные упражнения самостоятельно.
Дистанционный вид связи для отдельных предметов не может проходить без непосредственного общения детей и учителей.
Особенностью дистанционных уроков, например, иностранного языка является необходимость слышать: учителю – учеников и наоборот. Такая возможность обеспечивается со стороны учителя записью полного урока и отправкой его через мессенджер, когда каждый ученик может прослушать урок в любое удобное для него время. Сделать это он может неоднократно для лучшего понимания и усвоения материала. Со стороны обучающихся с использованием специальных программ записываются диалоги и отправляются учителю как видеоотчеты.
Многими учителями используются интерактивные методы при проведении дистанционных занятий. Такие как блиц-опросы, викторины с использованием компьютерной графики и анимации. Также широко используются видео– и фотоматериалы при проведении уроков физической культуры, технологии, ИЗО и музыки, использование презентаций, которые прекрасно дополняют аудиофайлы.
И оценки ставили мгновенно
Популярна среди учителей стала такая форма, как видеозапись разбора и оформления задачи, упражнения. Она используется параллельно с аудиофайлами, но позволяет наглядно и поэтапно показать, как, например, построить схему к задаче или составить краткую запись, или выполнить морфологический разбор имени существительного и т. д.
Используются онлайн-тесты. Учителем отправляется ссылка, обучающиеся, пройдя по этой ссылке, отвечают на вопросы и сразу получают оценку своей работы. Это не занимает много времени.
И спорт никуда не убежал
Очень важная задача в период дистанционного обучения возникла перед тренерами со спортивным уклоном, где большая часть времени отводилась спортивной подготовке детей. Утренние и вечерние тренировки проходят в соответствии с утверждённым распорядком дня. Каждым тренером-преподавателем подобран интересный материал для изучения истории Олимпийских игр, достижений знаменитых спортсменов, разработаны рекомендации по выполнению упражнений по ОФП и комплекса упражнений с дозированным объёмом по видам спорта в условиях бесконтактной коммуникации. Будущие спортсмены чётко соблюдают режим, ответственно выполняют разработанные физические комплексы, активно занимаются спортом, ежедневно присылая фото– и видеоотчёты тренировочного процесса своим тренерам-преподавателям. Еженедельно в рамках каждого спортивного отделения проходят онлайн-сборы, на которых подводится итог минувшей недели, проводится анализ всех присланных отчётов, тренеры дают советы по отработке различных элементов. У воспитанников всех отделений есть возможность посмотреть ход тренировки своих товарищей по сборной, посмотрев отчёты, размещённые в разделе каждого вида спорта на сайте школы.
Обрели новый педагогический опыт
Для осуществления контроля деятельности педагогических работников и оказания им методической поддержки ежедневно руководителями общеобразовательных учреждений проводятся совещания в режиме онлайн, на которых подводятся итоги дня, решаются организационные вопросы, обсуждаются проблемы, требующие незамедлительного решения, учителя имеют возможность поделиться опытом, получить консультацию.
Переход на дистанционный режим работы подтолкнул многих педагогов к личностному росту, развитию компетенций.
Опосредованное обучение – это не только обучение детей без непосредственного взаимодействия с ними, но и также необходимость сориентировать их в информационном пространстве.
Перед учителем встала проблема собрать всю информацию воедино, чтобы донести её до обучающихся в нужном виде. С этой целью, например, учитель физики школы № 29 города-курорта Пятигорска Дмитрий Витальевич Черненко разработал веб-приложение на базе школьного сайта, таким образом создав информационно-образовательный ресурс для обучения детей своему предмету дистанционно.
Расписание видеоуроков и онлайн-трансляций, ссылки, в том числе на мультимедийные материалы, а также на задания, виртуальные лабораторные и проверочные работы, контактные данные преподавателя – всё это дети могли найти в одном месте, просто перейдя по ссылке и далее взаимодействуя уже с веб-интерфейсом ресурса. Для проведения уроков учитель публиковал онлайн-трансляции и записи уроков, разборы задач для детей с повышенным уровнем учебной мотивации. Всего с 13 по 30 апреля 2020 года им было проведено около 20 онлайн-трансляций уроков и разборов задач в каждой параллели. К тому же дополнительные материалы (видеозаписи экспериментов, научно-познавательные видеоролики) публиковались в соответствующих разделах информационно-образовательного ресурса.
Была реализована система наставничества: за каждым молодым учителем и учителями пожилого возраста, не в полной мере владеющими цифровыми образовательными технологиями, был закреплён педагог-наставник. Ежедневно, в определённое время, для них проводились консультации по методике организации учебного процесса и организации учебного процесса с помощью цифровых образовательных платформ и ресурсов. Раз в неделю в школах проводились интерактивные педагогические советы, где учителя делились опытом, учитывали замечания в свой адрес со стороны родителей, учащихся, коллег.
И учились сами
Учителя в этот период прошли курсы повышения квалификации в краевом институте развития образования, участвовали в виртуальных семинарах и конкурсах.
Не останавливается и научно-исследовательская работа педагогов и детей. В целях развития культуры и навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся, выявления интеллектуального потенциала, создания условий для самореализации учащихся учитель начальных классов гимназии № 4 города-курорта Пятигорска Виктория Александровна Мамедова организует участие своих третьеклассников в IX Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». Несмотря на дистанционный режим общения, учащиеся под руководством учителя выполнили научно-исследовательскую работу «Это те, кто в штыки поднимался как один» (раздел история).
Педагоги дополнительного образования также активно включились в организацию учебного процесса с использованием дистанционных технологий. Понимая специфику учреждения, педагоги записывают видеофрагменты своих уроков, монтируют и публикуют их на официальном сайте учреждения и в социальных сетях, рассылают непосредственно учащимся в мессенджерах. Все материалы находятся в свободном доступе, благодаря этому появилась возможность использовать их более широкому кругу детей. Помимо учебных занятий учащимся предлагались различные конкурсы, флешмобы.
Привлекали мам и пап
В условиях самоизоляции был организован фестиваль «Папа, мама, я – дружная семья», в котором приняло участие 154 семьи. Ребята вместе с родителями создавали видеоролики, фотоматериалы, где рассказывали о своей семье, о том, как они проводят время в условиях карантина. Дети и родители вместе играли, занимались спортом, лепили, рисовали, читали книги, пели и танцевали, размещая конкурсные ролики в социальной сети. Фестиваль сплотил семьи и показал, что иметь счастливую, здоровую семью – мечта каждого человека, которую можно осуществить, если очень захотеть, даже в условиях карантина.
Дистанционка – мера временная
Вместе с тем не у всех детей есть компьютеры, у кого-то недостаточно высокая скорость интернета. Немало многодетных семей с одним компьютером. Из-за этого возникает трудность выполнения и отправки задания учителю в срок.
Дистанционное обучение выявило и такую проблему, как отсутствие навыков самоорганизации у отдельных обучающихся, что приводит к увеличению нагрузки учителя.
Сейчас обучающимся и педагогам не хватает живого общения в процессе обучения. Но мы понимаем, что дистанционное обучение – это временная мера, вызванная эпидемиологической ситуацией в стране.