«Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников»
Ольга МетёлкинаПерсональная выставка «Русь Святая» заслуженного художника России, лауреата Золотой медали имени Александра Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» Павла Рыженко открылась в дни IX Славянского форума искусств «Золотой Витязь»
Благодаря этому событию ставропольцы получили возможность познакомиться с творчеством выдающегося мастера, которого судьба щедро одарила талантом, но уготовила несправедливо короткий жизненный путь.
![Анастасия Рыженко и Николай Бурляев на открытии выставки «Русь Святая» 5 марта в Ставропольском музее изобразительных искусств. Анастасия Рыженко и Николай Бурляев на открытии выставки «Русь Святая» 5 марта в Ставропольском музее изобразительных искусств.](/media/photos/41/thumbs/dXFyImhTu6I3.jpg)
На открытии экспозиции в просторном выставочном зале музея изобразительных искусств было весьма тесно. В музее изобразительных искусств, который регулярно принимает участие в форуме «Золотой Витязь», собрались представители творческих Союзов, учреждений культуры края, преподаватели и студенты высших и средних учебных заведений города Ставрополя, студенты Ставропольской Духовной семинарии, учащиеся Ставропольского президентского кадетского училища, просто ценители живописи.
«Эти полотна должна видеть Россия», - сказал на открытии выставки президент Славянского форума «Золотой Витязь» Николай Бурляев. Он признался, что с самого начала организаторов одолевали сомнения, получится ли привести в Ставрополь такие масштабные работы. К счастью, всё сложилось удачно, полотна прибыли в краевой центр, а директор музея Зоя Александровна Белая даже была готова демонтировать решетки, мешавшие занести в здание картины Павла Рыженко.
Читайте так же: Верю, что победит здравомыслие.
Зрители, уже побывавшие на выставке «Святая Русь» в полной мере смогли оценить масштабность и духовную глубину полотен, отражающих хронику событий отечественной истории, неординарные портреты выдающихся личностей, духовных подвижников земли русской. Посетители подолгу задерживаются возле картин, которые как будто становятся порталом в другое временное измерение. Поражает мастерство, с которым художник сумел передать не просто портретные черты своих героев, но их эмоциональное состояние, динамику жизненных моментов, в которых они изображены.
![Павел Рыженко. «Калка». Павел Рыженко. «Калка».](/media/photos/41/thumbs/Y74qwyp4mHhv.jpg)
На выставке представлены работы, написанные Павлом Рыженко в разные годы. Есть на ней, к примеру, дипломная работа «Калка», созданная 1996 году в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где Павел учился у профессора, народного художника России Ильи Глазунова. Стоя перед этим полотном, трудно поверить, что его написал молодой живописец, которому в то время было всего 26 лет.
Последователь классического русского реализма в современной живописи, Павел Рыженко создавал свои работы не только, вкладывая в них мастерство художника, но и, по большому счету, делясь часть своей души. Как сам он говорил: «Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом».
Читайте так же: Форум искусств «Золотой Витязь» ненадолго покинул Ставрополье.
![«Победа Пересвета». «Победа Пересвета».](/media/photos/41/thumbs/6kpH7mJidWaV.jpg)
Работы Павла Рыженко имеют не только высокую художественную ценность, они несут важную просветительскую миссию. Не секрет, что многие из нас, покинув школьные стены, по большому счету больше не обращаются к истории собственной страны, в особенности, хронологически отдаленным ее периодам. Полотна художника сопровождает информация, которая помогает осмыслить и глубже понять то, что хотел передать нам мастер. «Куликово поле. Стояние на костях», «Победа Пересвета», «Невская битва», «Святослав. Последний бой на пороге Днепра», «Смутное время»... Для кого-то посещение выставки «Святая Русь», возможно, станет поводом обратиться к историческим источникам, чтобы узнать, к примеру, как монах Ослябя, причисленный Православной Церковью к лику святых, героически сражался на Куликовом поле. Или почему правая рука Ивана Грозного, боярин Григорий Лукьянович Скуратов был прозван Малютой...
Работам Павла Рыженко не свойственна иллюстративная «красивость», в них ощущается эмоциональное напряжение, связанное незримыми нитями и трагическими ассоциациями с далеким и относительно недавним прошлым.
![«Царский указ. Малюта Скуратов». «Царский указ. Малюта Скуратов».](/media/photos/41/thumbs/U4gpBXN7n9Wk.jpg)
Хранительница памяти и творчества художника, его вдова Анастасия Рыженко говорит, что для Павлаглавным смыслом жизни было служение Отечеству, а мечтой - чтобы люди могли видеть его работы. К сожалению, не всё так просто. Анастасии пришлось посетить немало чиновничьих кабинетов с просьбой найти достойное место для картин мужа. В московском департаменте культуры посчитали, что количества его работ не достаточно, для того, чтобы открыть постоянную экспозицию. Лишь благодаря личному участию Николая Бурляева удалось перевести часть коллекции в Академию МЧС России.
![«Великокняжеский меч». «Великокняжеский меч».](/media/photos/41/thumbs/utuB-uwIqkUw.jpg)
- Картины с выставки в Ставрополе после ее завершения отправятся на хранение... в ангар обувного склада, который предоставил прихожанин одного московского храма, торгующий обувью, - поделилась Анастасия. - Упакованные в полиэтилен, полотна будут ждать своего часа, пока комиссия департамента культуры Москвы не решит, нужна ли городу эта коллекция. Такой ли судьбы достойны выстраданные художником, написанные его сердцем полотна народной истории?!.Напомним, что в Ставрополе выставка работ заслуженного художника России Павла Рыженко в краевом музее изобразительных искусств будет работать до 5 апреля.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.