Направление ансамбля - классика
Виталий ЗадорожныйС молодым вокальным коллективом «Дружба» Ставропольского Дворца культуры имени Гагарина мне довелось познакомиться летом 1983 года. Ансамбль продемонстрировал и высокое исполнительское мастерство, и широкий диапазон звучания, и многоголосье. Именно эти качества приносили «Дружбе» и лауреатское звание на городских смотрах, и диплом первой степени на краевом. Около двух лет творческий коллектив носил в то время почетное звание «Народный». Немалую лепту в эти заслуги вносили солисты ансамбля и сопровождающая инструментальная группа.
Действительно, это было очень приятное знакомство. Во-первых, дружный, спаянный песней ансамбль, даже само название которого «Дружба» соответствовало характеру взаимоотношений в этом самодеятельном коллективе. Во-вторых, камерный ансамбль музыкантов, в сопровождении которого пение приобретало новые краски, более сочное звучание. И, наконец, солисты. Слушая в их исполнении музыкальные произведения, притом, прямо скажем, довольно сложные, трудно было поверить, что это не профессиональные исполнители, что основная работа, к примеру, Николая Шахова и Александра Базикова совершенно не связана с музыкой. Оба они – механики по технологическому оборудованию в Ставропольском горпищеторге. Но отдадим должное, регулярные занятия на репетициях, дома, стремление к постоянному совершенствованию, повышению исполнительского мастерства сделали свое дело. Подтверждал это в нашей беседе и руководитель ансамбля Владимир Грачев:
- В ансамбле очень яркие индивидуальности. Голоса с большим певческим диапазоном, с музыкальной культурой. Они в свое время имели подготовку: кто-то учился в музыкальном училище, кто-то – в культпросветучилище, кто-то долгое время занимался в самодеятельности. С таким контингентом участников ансамбля, конечно, работать непросто, потому что у каждого свой тембр, свой диапазон. И, чтобы эту индивидуальность развить, надо, чтобы исполнитель пел сольные вещи. Вот Николай Шахов – прекрасный голос с большим диапазоном, редкий тенор. Ему вполне по плечу сложные оперные партии, романсы, русские народные песни.
- Если взять, например, песню «Ах ты, душечка», то в ней чувствуется большой размах, широкая русская натура, русская душа, – это вступил в разговор Николай Шахов. – Здесь все: и лирика, и любовь к природе, и ее величавые просторы. В то же время говорится о любви к любимой, которой ты отдаешь свою душу. Как не любить музыку?! Как поется в известной нам песне, она нам строить, жить и любить помогает. Она заряжает человека, вдохновляет его.
Любовь к музыке у Николая Шахова зародилась с самого детства. Привили ее бабушка и отец. С шести лет он уже начал петь. Отец очень любил петь, имел хороший голос, тенор. Его Коля и унаследовал. В доме всегда звучала народная музыка. В детстве познакомился он и с серьезной, классической музыкой. Родился он и рос в Новоалександровске, но в годы его детства это было обычное рядовое село, каких в крае десятки. Услышать здесь симфоническую, оперную музыку было очень сложно. Уже тогда он понял, что классическая музыка – это что-то особенное. Может быть, именно поэтому так запомнился Николаю один необычный киносеанс в сельском клубе. Пел Сергей Лемешев. В том концерте прозвучали в его исполнении и русские, и украинские народные песни, и арии из классических опер. Парня восхитила и поразила широта голоса Лемешева, его тембр. Он много-много раз ходил на этот фильм, пока не выучил наизусть те песни, что пел любимый всеми певец. Постоянно их напевал, а потом уже пел их в самодеятельности.
Из любимых опер Николай Шахов называет «Травиату» и «Риголетто», «Евгения Онегина» и «Майскую ночь», «Ивана Сусанина» и «Бориса Годунова». Отдельные партии из этих опер в репертуаре самодеятельного певца. Любимое произведение у него – «Рассвет» Руджеро Леонкавалло. Богатыми музыкальными красками обрисовал итальянский композитор это удивительное природное явление. Его, рассвет, зримо видишь, созерцаешь, он в каждой ноте призывает тебя к жизни, вдохновляет, поднимает настроение, возбуждает, одухотворяет. Именно за это можно любить классическую музыку.
Еще один солист вокального ансамбля «Дружба» Александр Базиков, имеющий очень красивый мягкий тембр. Он прекрасно справляется с неаполитанскими песнями, с романсами, с такими произведениями классики, как серенада Смита из оперы Жоржа Бизе «Пермская красавица», наиболее любимое произведение, с которым он никогда не расстается, включает в программу каждого концерта. По своему характеру это очень плавная, лирическая песня, пронизанная каким-то таинственным звучанием. Особенно это подчеркивается в звучании аккордов аккомпанемента самого оркестра. В этой серенаде говорится о больших чувствах, о страстной любви юноши к девушке. Здесь звон гитары перекликается с мерцанием далеких и высоких звезд.
Неаполитанские песни привлекают Базикова тем, что они полны драматизма, динамики. Большие чувства выражаются в песнях о любви, о море, о луне. Примером исполнения этих песен являются для Александра знаменитый американский певец-
тенор, по национальности итальянец, Марио Ланца, итальянский певец-тенор Энрико Карузо. Оба они были мастерами бельканто. Руководитель коллектива Владимир Грачев считает, что если участники ансамбля ставят перед собой в творческом отношении такие большие задачи, то это, безусловно, вносит свою лепту в то направление, которое выбрано, то есть усовершенствование исполнительского мастерства.
Александр Базиков относит свое знакомство с песней, как и Николай Шахов, к детским годам. Жил он тогда в Сухуми, часто подпевал матери, которая очень любила музыку. Позже он пел в школьном хоре, училищном, институтском. Более серьезно занялся вокалом после возвращения из армии. Во Дворце культуры города Буденновска примерно года два занимался в художественной самодеятельности. Когда переехал в Ставрополь, пел во Дворце работников сельского хозяйства, затем в Доме учителя, во Дворце культуры имени Гагарина.
Представим теперь инструментальную группу. Это камерный ансамбль музыкантов-исполнителей. По времени создания он почти ровесник «Дружбы». Рождался он как аккомпанирующая ансамблю группа. Хотелось, чтобы звучание ансамбля было более сочным. Но если прежде группа выступала именно в этом качестве, то есть как аккомпанирующая, то теперь это самостоятельный творческий коллектив. В составе группы – квартет скрипок, виолончель, флейта, гитара, контрабас, фортепиано. Руководил ансамблем преподаватель Ставропольского музыкального училища Игорь Писарев. Он формировал репертуар, строил его в основном на популярной классической музыке. Удачно подобрать репертуар не так-то просто, но это имеет немаловажное значение. Учитывая то, что коллективу приходилось выступать перед аудиторией, которая не во всех случаях готова слушать классику, руководитель выносил на суд слушателей очень популярные произведения, которые были бы доступны широкой публике, например «Романс» композитора Свиридова из музыки к повести Пушкина «Метель».
В тот год, когда состоялась моя встреча с солистами и инструментальной группой ансамбля «Дружба» Ставропольского Дворца культуры имени Гагарина, этот творческий коллектив был участником Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества.