Не боги горшки обжигают
Олег КасатоновТакое название (являющееся, к слову, поговоркой, пришедшей в русский язык из греческой культуры) получила новая выставка, открывшаяся в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Как можно догадаться, посвящена она керамике. А именно – истории гончарного дела в нашем крае. В подготовке экспозиции приняли участие историко-краеведческие музеи городов Благодарного и Светлограда, сёл Александровского и Донского.
Для производства керамических изделий используется глина. Создавать из этого природного материала различные изделия первобытные люди начали еще в эпоху энеолита. На выставке можно познакомиться с образцами ставропольской глины. Кто бы мог подумать, что такой распространенный материал имеет столько разных сортов: тут и охристая, и огнеупорная, и белая, и зеленая, и множество других видов глины – все представлены на стендах. Не правда ли удобный случай, чтобы посмотреть и выяснить чем они друг от друга отличаются? Тут же неподалеку можно увидеть и древнейшие керамические изделия, найденные археологами: эти предметы, относящиеся к бронзовому и железному веку, принадлежали скифам, сарматам, аланам и другим народам, населявшим в те отдаленные времена Предкавказье. Также можно познакомиться и с образцами греческой, арабской, римской и среднеазиатской керамики и узнать, как она попала в наши края. Набор демонстрируемых гончарных изделий просто поражает: горшки, макитры, миски, кувшины, а также керамические игрушки, статуэтки, свистульки, курительные трубки – чего тут только нет.
В рамках экспозиции обширно представлены и знаменитые гончарные изделия средневекового города Маджар, который располагался на территории нынешнего Буденновска. Отдельного внимания заслуживают так называемые мамайские кирпичи, которые были найдены на развалинах Маджара. «Кажется, ни один народ не оставил после себя такого великолепного строительного материала, какой находится в этих развалинах в виде кирпича, называемого жителями мамайским. Несмотря на многие протекшие столетия, он не только вполне годен для построек и в настоящее время, но и далеко превосходит по качеству нынешний кирпич. Как этот народ изготовлял кирпич, неизвестно, но, вероятно, долгим опытом он нашел этот способ, благодаря которому из теперешнего кирпича только так называемый железняк может сравниться с ним, хотя этот ископаемый кирпич не обливной, а обыкновенный сортовой кирпич. Мамайский кирпич, как видно, выделывался на месте, и само существование древних кирпичных заводов в этой местности устанавливается остатками горнов и громадными кусками сплава (шлаки), служащего характерными признаками обжигания. Кроме строительного кирпича, выделывался и кирпич отделочный, вставлявшийся, вероятно, в карнизы и пр., так как у него одна сторона глазированная, а остальные несколько срезаны. Зеленый цвет глазировки этого кирпича замечательно сохранился, и сама глазировка на некоторых кирпичах даже не потрескалась. Строительный кирпич имеет форму квадратных плит в 5 вершков и толщины несколько больше вершка», - писал Григорий Николаевич Прозрителев. Русские жители не брезговали использовать мамайские кирпичи для собственных нужд, собирая их в случае необходимости на развалинах. На выставке представлена и продукция ставропольских кирпичных заводов. Уже в 1823 году в городе функционировали предприятия, выпускавшие этот строительный материал. Их продукция обеспечивала всех жителей края. В экспозицию включены и предметы из керамики, которые в конце XX века изготавливались в цехе майолики Ставропольского кирпичного завода.
Широко представлена и керамика села Опошня Полтавской губернии. Все опошнянские гончарные изделия отличались не только качеством, но и изысканностью оформления – они были расписаны крупным растительным орнаментом, имеющим смягченные, часто округлые очертания. На Ставрополье опошнянскую керамику привезли переселенцы из украинских губерний, она быстро приобрела популярность среди сельского населения. Востребованность этих изделий была так велика, что и в других селах появились гончары, делавшие глиняную посуду в похожем стиле.
Не стоит думать, что гончарное дело нашего края осталось в далеком прошлом. На выставке можно увидеть и современные образцы керамики. На стендах расположились авторские изделия преподавателей и студентов Ставропольского художественного училища, а также других мастеров. Кстати, понравившиеся работы можно купить. Так что, посетив выставку, вы получите шанс не только расширить свой кругозор, но и приобрести красивый и оригинальный подарок.
Гостей, которые пришли на открытие экспозиции, также ждал приятный бонус – встреча с современными мастерами гончарного дела, изделия которых представлены на выставке. Григорий Бубнов из села Донского продемонстрировал авторскую коллекцию керамических музыкальных инструментов и даже сыграл на них, показав, как глина умеет «звучать». Гончар из города Ставрополя Вячеслав Орлов провел мастер-класс по работе на гончарном круге, прямо на глазах у изумленных зрителей изготовив кувшин. Мастерица из станицы Староизобильненской Елена Курова познакомила гостей со своими замечательными глиняными игрушками.