Никас Сафронов: «Вы бы даже Малевича приняли, а я ещё и искусство показать могу»
Ярослав РаспутинВ Ставрополь с выставкой приехал один из самых знаменитых и конъюнктурных художников страны
В зале Музея изоискусств Никас Сафронов и директор музея Зоя Белая сидели на резных креслах за столом, а вокруг «амфитеатром» были расставлены стулья, на которых разместились журналисты. Никас охотно отвечал на многочисленные вопросы, делая лирические отступления и рассуждая о судьбах России, современного искусства и своём месте в нем.
В Ставрополь он приехал впервые, поэтому его картины ставропольцы могли раньше видеть только на выставках в других городах, а также в интернете. Город художнику понравился:
– Город мне страшно понравился. Очень чистый, убранный, какой-то фестиваль чистоты!
Со Ставрополем у Никаса ассоциируются портрет Горбачёва (его руки) и рассказы Станислава Говорухина, который не смог в этот раз приехать вместе с Сафроновым.
– Здесь представлены работы разных периодов моего творчества, большинство в стиле символизма. Символизм – это как сюрреализм – конечно, совершенно другой жанр, но это тоже метафора, которая даёт нам необычный взгляд на обычные вещи, – вернулся к обсуждению себя великий художник.
Никас Степанович душевно, хотя и в сатирической форме поблагодарил присутствующих журналистов за то, что пришли к нему на пресс-конференцию:
– Я очень рад, что вы меня так приняли, хотя я понимаю, что вы приняли бы даже Малевича, если только не с квадратом, но я горд, что могу показать ещё и искусство.
Затем художник поделился с журналистами своими переживаниями по поводу судьбы России. Сам он видит свою миссию так:
– Моя мечта – вернуть духовный статус России, чтобы мы стали образованными и культурными; войти в историю и доказать, что здесь есть искусство.
По мнению Сафронова, Россия дала мировому искусству столько, сколько ни одной другой стране «и не снилось». Он большой поклонник классической литературы, музыки и живописи. Художник рассказал о недавнем случае, когда общался с выпускницей, обладательницей золотой медали, которая собиралась поступать на журфак, но не знала, кто такой Бунин.
Возрождение российской культуры художник видит в том числе в том, чтобы не следовать «американщине»:
– Американцы ущербны сами по себе, как и их культура, – выносит он безжалостный вердикт. Такими же никчёмными он видит и тех, кто придерживается европейских и американских течений в искусстве. На вопрос о том, как он относится к тому сопротивлению, которое православная общественность оказывает современному искусству (на примере выставки Гельмана в Краснодаре — читайте «Вечерний Ставрополь» №37 от 31.05.2012: «Мы не Россия, или Мраки и бесы» и «Выставка достижений художественного хозяйства»), Никас Сафронов ответил однозначно:
– Позитивно отношусь. Хорошо, что сохранились ещё люди, не одурманенные современным «искусством».
Логика художника проста: всё, что не копирует классическое искусство, искусством называться не может. Он приводит резонный пример с художником, фамилию которого я не в силах запомнить: тот художник разбил древнюю китайскую вазу, потоптался на ней и, назвав результат «Семечки», выставил как искусство.
Вскоре общение с прессой художнику пришлось прекратить – охрана едва сдерживала желающих попасть на открытие выставки. Напоследок Сафронов достал плакаты со своими картинами и автопортретами и раздал журналистам.
Попасть на саму церемонию открытия и лично увидеть художника – он вскоре уехал – желали многие. Пройти на встречу с маэстро можно было только по специальному приглашению. Людей собралось так много, что даже усиленный колонками голос популярного живописца не пробивался сквозь плотно обступившую Никаса толпу.
Не попавшие в первые ряды гости рассредоточились по залу, изучая выставку. С почти гиперреалистической точностью, без единого намёка на текстуру мазка, цветопись и оригинальность композиции с полотен на них смотрели фотографические портреты, портреты кошек в человеческих платьях, фантазии на тему и без. Изумительные, тонкие, изящные портреты руки Сафронова хотят все, а некоторые — Горбачёв, Путин, Волочкова, Меладзе, Киркоров и в конце концов сам Сафронов – их даже получили.