Одной из традиций Ставропольского государственного университета является проведение Дней кафедр и факультетов. Особое внимание привлекают структурные подразделения, отмечающие юбилейные даты. Таковой выступает кафедра «Финансы и кредит» экономического факультета, которой этой осенью исполняется 10 лет. В этой связи мы обратились к заведующему этой кафедрой, декану экономического факультета СГУ профессору Петру Акинину с просьбой прокомментировать основные итоги работы, наиболее знаковые моменты.
- Сегодня кафедра «Финансы и кредит» является выпускающей кафедрой одноименной, востребованной практикой, престижной и достаточно элитарной специальности. Следует отметить, что ежегодно только на стационар набирается более 150 студентов. Штат кафедры - 29 человек. Остепененность - 100%. Не сбиваясь на тривиальный отчет, я остановлюсь на основных векторах нашей деятельности, среди которых - постоянное совершенствование на основе повышения квалификации, доминанты научной работы, компьютеризации, органического сочетания фундаментальных и прикладных знаний, развития интеграции и связей с реальными секторами финансовой экономики в формате опережающего образования, мониторинга и измерения собственных результатов через различные институты общественного признания.
Говоря о повышении квалификации, следует отметить работу над докторскими диссертациями почти трети членов кафедры, многочисленные стажировки в ведущих вузах и научных центрах России и зарубежья. Это прежде всего в МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовой академии при Правительстве РФ, Институте социально-политических исследований РАН, крупных корпорациях, специализирующихся на разработке программных продуктов для финансовых структур.
Наш ректор Владимир Александрович Шаповалов не жалеет денег на повышение квалификации преподавателей, а это ни много ни мало десятки продолжительных дорогостоящих курсов и командировок.
Теперь о доминанте научных исследований, синтезе фундаментальных и прикладных знаний, компьютеризации и интеграции. Такой длинный перечень взаимосвязанных приоритетов отнюдь не случаен.
Окончание на 3-й стр.
Начало на 1-й стр.
Итак, по порядку. Если мы будем ориентировать студентов на голую теорию или, ударяясь в другую крайность, голое ремесло, то это тупиковый путь, он не приведет в инновационную экономику, экономику, основанную на знаниях. Поэтому преподаватель должен использовать в учебном процессе свои собственные научные разработки, ориентировать студентов не только и не столько на решение сегодняшних сиюминутных проблем, а на длительную перспективу. В этом и состоит суть опережающего образования, которое мы культивируем у себя на факультете. Да, мы опираемся и развиваем связи с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми структурами, учитываем их пожелания в составлении учебных планов и программ, но делаем это с постоянным прицелом на перспективу. Сегодня наш выпускник практически вполне готов к работе в финансовых структурах, ведь в учебном процессе используются те же программные продукты, что и в реальной жизни, изучаются «живые» регламенты и инструкции. В это же время мы считаем, что благодаря хорошей фундаментальной подготовке наш выпускник нацелен к постоянному обновлению своих знаний, постоянной адаптации к изменяющимся условиям.
Особо хотел бы отметить, что своеобразным локомотивом новых образовательных технологий выступает компьютеризация, или, точнее, сплошная информатизация, характерная для нашего факультета. В этой связи отмечу, что у нас развито общение преподавателей и студентов посредством электронной почты, лекции читаются с использованием мультимедийных комплексов, ряд практических занятий реализуется в он-лайновом режиме. При переоснащении компьютерных классов новой техникой нашему факультету отдается предпочтение. Большинство наработок кафедры находятся в сети университета, куда открыт доступ любому студенту. Таким образом, взят курс на практический уход от бумажных носителей информации к электронным учебникам, сетевым информационным ресурсам.
Мы постоянно сверяем свое развитие, ориентируясь на авторитетные мнения внешних независимых структур: публикации в центральных изданиях, участие в инновационных салонах и конкурсах, грантах, рейтингах и т.п. И здесь нам есть что представить: достаточно отметить, что в рейтинге среди классических университетов России за 2006 год специальность «Финансы и кредит» СГУ заняла 2-е место. В последние годы нашими учеными совершен буквально прорыв публикациями в центральных издательствах: «Финансы и кредит», «Финансы и статистика», «Кнорус», «Эксмо» и других.
В соответствии с потребностями экономики и бизнеса развиваются дополнительные образовательные услуги по финансовому анализу, банковскому менеджменту, электронной коммерции на фондовом рынке, бизнес-планированию, которые предоставляются не только студентам, но и практикам.
Стремительно набирая темпы, кафедра финансов и кредита не забывает о необходимости ранней профориентации школьников. На протяжении многих лет мы сотрудничали с Малой академией наук при городском Дворце детского творчества, с МОУ - лицеем №8, гимназией №25 г. Ставрополя и другими общеобразовательными учреждениями.
Один из крупных мировых банкиров однажды сказал: «Главные мои фонды приходят утром на работу, а вечером возвращаются домой». То есть главное богатство - люди. Не мраморные лестницы и хрустальные люстры, а люди. Следуя данной логике, на экономическом факультете и его кафедрах первостепенное внимание уделяется людям, формированию хорошей деловой атмосферы. Сегодня на кафедре «Финансы и кредит» благоприятная энергетика, аура. Прекрасно сочетаются опыт и достоинства различных поколений.
Наряду с такими опытными преподавателями, как доценты Рыбина Г.К. и Пестрякова Т.П., трудятся совсем молодые 25 - 26-летние кандидаты наук Видеркер Н.В., Меркулова И.В., Алимова И.О. Буквально о каждом преподавателе я могу сказать много хорошего.
Наша работа приносит свои плоды. Мы гордимся тем, что выпускники кафедры «Финансы и кредит» востребованны, быстро и хорошо трудоустраиваются. Их можно встретить в штате таких авторитетных финансовых структур, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-групп, Росгосстрах, Ресо-гарантия и их региональных подразделениях, с которыми нас связывают плодотворные договорные отношения.
Таков лишь краткий экскурс в содержание работы нашей кафедры. Разумеется, данным изложением ее деятельность далеко не исчерпывается. Развиваются дистантные методы обучения и другие передовые технологии, проходят защиты курсовых и дипломных работ на иностранных языках, продолжаются научные поиски. Но об этом уже в следующих интервью. Как говорят, это уже другая история.