Нужно знать, куда вкладывать деньги

Наталья Ардалина
Высокое качество образования сегодня – это высокое качество жизни завтра. Именно этот тезис стал основным в программе «Перспективы развития образования Ставропольского края на период до 2010 года», которая обсуждалась на II краевом съезде руководителей образовательных учреждений.

Участников съезда – самых умных и энергичных педагогов – приветствовали ставропольские школьники. А сами делегаты привезли с собой наглядные свидетельства таланта и мастерства своих учеников: съезд открылся выставкой, на которой был представлен опыт работы отдельных образовательных учреждений, как дошкольных, так и средних и высших. Но наибольшего внимания удостоились масштабные проекты, выполненные руками детей. Так, из Минводского регионального многопрофильного колледжа привезли макеты жилых домов, многоквартирного и частного – дизайнерская работа студентов. А представители регионального политехнического колледжа г. Нефтекумска выставили на суд зрителей макет нефтегазодобывающего и перерабатывающего комплекса. Среди этих монументальных сооружений очень нежно смотрелись резные деревянные изделия Курсавского регионального колледжа «Интеграл».

В ходе работы съезда стало ясно, что основные проблемы, волнующие руководителей школ и районных отделов управления образования, за последнее время не изменились: это устаревшая материально-техническая база. На приведение ее в более или менее удовлетворительное состояние требуются десятки, сотни миллионов рублей. Но дело даже не только в средствах. Нужно очень четко понимать, куда они должны быть вложены в первую очередь. Так, например, несколько месяцев назад краевое министерство образования закупило так называемые конторки, у которых ученики могут постоять, отдохнуть во время урока. С одной стороны – дело хорошее для здоровья детей. С другой – во многих школах самые обычные парты и стулья, что называется, «на издыхании». Директора школ считают, что они могли бы найти этим средствам лучшее применение.

Примерно то же самое происходит и с информатизацией образования. Так, министерство образования заказало 780 ноутбуков для директоров школ, и к октябрю они уже должны попасть к своим будущим хозяевам. Предполагается, что это поможет перевести школы на новые технологии образования. Но, как отметил один из руководителей районного отдела управления образования, во-первых, практически у каждого директора в кабинете уже есть компьютер, а во-вторых, ему просто некогда на нем работать. На директоре лежат все организационные, административные вопросы, как правило, директор имеет определенное количество учебных часов. И хотя никто от ноутбука не откажется, эта мера вряд ли поможет решить проблему.

Необычный подход к «школьным» проблемам нашел руководитель Минераловодского отдела управления образования. Он считает, что помогать нужно в первую очередь тем, кто сам стремится что-то делать. Так, одна из минводских школ имеет очень сильный туристический клуб – им и выделили большую часть туристического снаряжения. Если делить поровну, то каждой школе достанется, грубо говоря, по одному канату. При дифференцированном подходе каждый получает поддержку, соответствующую своему профилю.

В своем докладе министр образования Ставропольского края Алексей Шабалдас сообщил, что программа, намеченная на период до 2010 года, носит стратегический характер, а ее финансовое обеспечение будет корректироваться каждый год. Кроме того, она будет дорабатываться с учетом предложений участников съезда.

Серьезную проблему сегодня представляют маленькие сельские школы: качество образования здесь значительно ниже, нежели в крупных учреждениях образования. Так, гимназии №25, 14 г. Ставрополя, гимназия «Лик» г. Минводы и некоторые другие школы дают наибольшее количество победителей в краевых олимпиадах. Это понятно: когда в школе не один учитель-предметник, а целое методическое объединение, тогда и уровень знаний растет. Но Алексей Шабалдас категорически против того, чтобы небольшие школы закрывались. Он считает, что их нужно делать филиалом, скажем, большой районной школы, директор которой и будет нести ответственность за качество знаний у детей. И педагогам будет гораздо легче работать, чувствуя за собой серьезную поддержку.

Много вопросов вызывает профильное образование старшеклассников. На примере Андроповского района отработана схема, согласно которой учащихся небольших сельских школ привозят на один-два дня в райцентр именно для профильного обучения. Но и эта схема – не эталон, над ней необходимо работать, приводить ее в соответствие с каждым конкретным случаем.

Есть сегодня проблемы и на законодательном уровне: например, до сих пор нет федерального положения о гимназиях. Кроме этого, директор гимназии №2 г.Георгиевска Елена Гатальская отметила, что они не вправе отказать в приеме недостаточно подготовленных детей. Но иногда требования родителей не соответствуют ни состоянию здоровья ребенка, ни его развитию. Родители хотят, чтобы он учился в гимназии, не понимая, что слишком серьезная нагрузка способна только искалечить ребенка, как в моральном, так и в физическом плане.

После общего обсуждения наболевших вопросов наиболее активные и талантливые работники системы образования края были награждены Почетными грамотами. После чего разошлись работать по секциям. Здесь уже более детально и на конкретных примерах рассматривались проблемы, возникающие в процессе образования.

Будем надеяться, что краевой съезд педагогов приблизил решение основного на сегодняшний день вопроса этой отрасли: повышение качества, доступности и эффективности образования.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление