О чем плачет монстера? (теплица 15-го лицея: сигнал SOS)
Лариса РакитянскаяНа днях я побывала в теплице лицея № 15. На улице было ветрено и промозгло, а тут меня встретил настоящий тропический оазис из диковинных растений. Пришла с головной болью, но, подышав влажно-чистым воздухом теплицы, забыла про дискомфорт. Мой «экскурсовод», заведующая школьной теплицей Евгения Андреевна Тарасова, ведущая кружка «Юный биолог», ничуть не удивилась: все наши растения, сказала она, активно выделяют в воздух не только кислород, но и приличную порцию фитонцидов, огромное количество эфирных масел, а это значит, что здешняя аура дейст-вительно способна исцелять...
«День лимона» и черепашьи бега
В 1971 году введена в эксплуатацию средняя школа № 15. Здесь сразу же начинает работать теплица - единственная действующая и в настоящее время. Она занимает особое место в оздоровлении учащихся — как и весь пришкольный биологический комплекс, в котором есть еще и живой уголок. Комнатные и оранжерейные цветочно–декоративные растения поражают разнообразием и неповторимостью, а в живом уголке младшие школьники общаются и наблюдают за разными видами животных и птиц, обучаются правилам обращения и ухода за ними.
Малышня наперебой знакомит меня со своими любимцами: это Черныш, вот - Ксюша, а тут живет морская свинка Моня — мохнатая, рыжая, диковинная. Скромно отвернулся, но поглядывает искоса, кролик «повышенной пушистости». Маленькие джунгарики спят, а разноцветные попугайчики приветствуют гостей веселым щебетом... Вот в той ванне живут черепахи. Недавно среди животных детвора устроила конкурс — кто быстрее бегает. Победила ... черепаха...
По оранжерее меня ведут директор лицея Ирина Анатольевна Тарасова, руководитель кружка «Юный биолог» Евгения Андреевна и Данил Карпенко. У каждого растения — остановка: это мирт — посмотрите! Когда он отцветет, появляются ягоды. Детвора знает, как делается миртовое масло.
А вот кипарис. Его здесь постоянно подрезают — так стремится он вверх, норовя пробить стеклянную крышу. А это - папоротник кучерявый...
Я замечаю, что некоторые стебли растений лежат на горячих трубах — так тесно в теплице! Вот и приходится прокладывать газеты между побегом и отопительной «веткой», спасая ту же монстеру, которая недавно подарила лицеистам свои экзотические плоды...
Мне показывают циперус - фараонову траву, которая размножается «наоборот» - своим «венчиком». Даня Карпенко похвалился своей исследовательской работой — он посадил бегонию и теперь будет наблюдать, а потом, вырастив, подарит маме. Мальчишке явно нравится быть «ботаном» - он занимается в кружке охотно, каждый день помогая убирать теплицу, поливать, подрезать, лелеять каждый побег и веточку.
Вот плодоносящий лимон. Данил рассказывает: его выбросили, а дети выходили, и теперь пьют чай, устраивая «День лимона».
«Привлекая бизнес?»
Продолжая экскурсию по теплице, Данил Карпенко рассказывает:
- А вот посмотрите, какой
инжир красивый! Но ему некуда расти, его срезаем, и он плачет...
Ирина Анатольевна Тарасова с особой болью о тесноте говорит:
- Есть проектная контора, которая готова выполнить проект расширения нашей теплицы. Это стоит 400 тысяч рублей. Проект высокотехнологичный: предусмотрен даже климат-контроль. В летнюю жару наши растения не страдали бы от обилия солнца, а зимой температурный режим тоже мог быть оптимальным. Все упирается в средства, которых, как всегда, не хватает. Мы могли бы расширить теплицу — место есть, могли бы крышу поднять — и такая идея реальна. Растениям нужная денежная помощь...
Пока директор лицея говорит об этом, я ловлю себя на мысли: а время ли рассуждать о ремонте и реконструкции пришкольного биологического комплекса, когда в городе есть аварийные школы и все бюджетные денежки брошены туда? И сама себе отвечаю: время! Потому что лицею мог бы помочь и бизнес. Ведь как сказал Президент России в своем Послании Федеральному Собранию, «...в течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов – это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, что региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес».
Кстати, в том же послании Д. Медведев чуть ли не прямо высказал мысль директора 15-го лицея И. А. Тарасовой о том, что здоровье нации зависит от того, какое природное наследие мы оставим детям. Президент уверен: решать эту проблему можно, а принципиальную роль тут должно сыграть гражданское общество - через экологическое воспитание и образование.
Живая теплица
А еще Ирина Анатольевна Тарасова призналась: теплица до прошлого года как-то держалась — пока шли разговоры о ее возможном возрождении. Она, словно живая, чувствовала: надежда есть. А вот сейчас, когда решение этого вопроса отложено, старое здание стало разрушаться.
Особенно это заметно в живом уголке: над клетками с птицами потолочная плита перекрытия дала опасную трещину — того и гляди обвалится. В противоположном углу видно невооруженным глазом косую трещину в стене. Неужели здание и вправду - живое и как-то движется? Чтобы узнать это, нужна геологическая экспертиза, которая тоже стоит денег. Вот и получается: сколько ни латай дыры в стенах, сколько ни заливай бетоном пол - «едет» куда-то лицейский биокомплекс. Летом сделали ремонт в туалетной комнате, но уже к декабрю красивая плитка дала трещины. А на втором этаже, между прочим, занимается изостудия. Вдруг детвора провалится в живой уголок?
Обо всем этом «плачут» монстера и инжир, бугенвилия и азалия, диффенбахия и «кактусарий»...
Фото Александра ПЛОТНИКОВА