Обитаемый Остров художника Оболенского
Ольга МетёлкинаС художником Александром Оболенским, ставропольцем по рождению, мы встретились за две тысячи верст от Северного Кавказа, в древнем русском городке Острове, что на северо-западе России. Псковщина - край прозрачных озёр и живописных лесов. Там часами можно смотреть на небо с «одушевлёнными» низкими облаками, наблюдать, как они на глазах приобретают очертания людей, зверей, сказочных замков. Приезжая туда из шумной городской суеты, оказываешься как будто в другом измерении.
Жизнь с чистого холста
Однажды и Александр Оболенский, приехав на Псковщину, попал под очарование этой древней земли, ее первозданной природы, удивительных людей и ощутил небывалый душевный комфорт.
– В 2001 году я приехал на пленэр в Псков, познакомился с ребятами, у них жил, работал в Изборске, на острове Белов, - вспоминает Александр. - Мне очень понравились здешние места. Счастливый и довольный, я вернулся на Ставрополье. И стал себя странно чувствовать. Оказалось, что скучаю по этим местам.
На следующий год художник вернулся на Псковщину, и в день приезда случилось чудо: Александр познакомился со Светланой. Встреча с этой светловолосой хрупкой девушкой с глазами цвета летнего дождя изменила его судьбу. Через полгода Оболенский переехал в Остров, и в 35 лет начал всё с начала. Но это не было началом с нуля. Скорее - с чистого холста. К тому времени Александр уже состоялся как художник-пейзажист (он с благодарностью вспоминает своего первого учителя — замечательного мастера Евгения Семеновича Плетнёва).
А. Оболенский с отличием окончил Ставропольское художественное училище, затем три года обучался в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве.
На псковской земле, с обретением музы, друга, любимой женщины в лице Светланы, у Александра начался совершенно иной период творчества. Появились не только новые сюжеты в живописи, открылись неведомые ранее ощущения. Он стал записывать свои впечатления от увиденного и прочувствованного, и, честно говоря, художественная эссеистика Александра Оболенского меня просто заворожила.
«Я старался сохранять в работах настроение пейзажа, разбавляя или приукрашая его неким чувственным экстрактом, этаким «сердечным перцем», в некоторых случаях пронизывая и «вышивая» дополнительными ассоциациями. В картинах, родившихся, кстати говоря, совершенно неожиданно для меня и в то же время естественно и логично, я постарался выразить своё представление о женской красоте, своё понимание живописи, своё ощущение Псковщины как какого-то разноцветного нитчатого коврика или деревенского лоскутного одеяла».
Светлоокая муза-русалка
«Мой друг, замечательный художник-акварелист Анатолий Павлович Енник, написал первый из своей будущей повести «Синий конь приходит под утро, или Жили-были художники» рассказ «Человек с чёрным этюдником» о том, как главный герой, художник Александр (меня он выбрал прототипом), уехал на этюды в далёкие глухие места, где нет лампочек Ильича, а сплошные леса и болота, встретил в лесу русалку, привёл её домой, стал писать, женился на ней и с пленэра уже не вернулся. Рассказ он посвятил мне, прочитав его накануне моего отъезда в Псков. Вскоре сочинённая им история случилась со мной, стала моей собственной жизнью. Русалка и «ненаглядная певунья» стала моей женой, а тема русалок стала главной темой...» (А. Оболенский. «Эффект солнца»).
Светлана Оболенская не просто жена художника. Она сама художник. Окончила Псковский педагогический институт и профессиональный лицей, в котором студенты помимо других предметов изучали оформление интерьера и занимались иконописью. Несколько лет Светлана работала преподавателем детской школы искусств в родном Острове. Когда она познакомилась с Александром, он стал учить ее живописи. Оказалось, что Светлана талантлива во многом, в том числе и в графике. Она стала иллюстрировать детские книжки местных писателей. Встреча с Александром для Светланы тоже стала удивительным началом: в жизни и в творчестве. В тот момент им обоим как будто открылось божественное провидение.
Помимо живописи и графики Светлана занимается иконописью. Рассказывают, что в церкви один из написанных ею образов замироточил. Не чудо ли?.. А вот чудо земное, но не менее загадочное, разглядывает меня, удобно устроившись на руках мамы. Это Дуня, Евдокия Александровна Оболенская, очаровательная барышня полутора лет от роду. Настоящее произведение искусства двух художников, созданное по благословению свыше. За дочуркой глаз да глаз нужен, чтобы ненароком ничего на себя не уронила, не ушиблась — в маленькой квартире-мастерской столько соблазнительных вещиц. От одной только старинной деревянной и металлической утвари, которую Александр привозит из творческих поездок, глаза разбегаются. Но самое притягательное для маленькой Дуни — это мамины куклы.
Кстати, с них-то и началось моё знакомство с творчеством Светланы Оболенской. Случилось оно на Международной биеннале в Ставропольском Союзе художников. Таких кукол я прежде не видела!
– Моя кукла - это какая-то зазеркальная маска, чья-то зашифрованная жизнь, - говорит Светлана. - Совсем не то, что в живописи - выплеск эмоций на поверхность холста, а, скорее, наоборот - то, что я хочу спрятать, зашифровать, какие-то образы, ассоциации, осколки впечатлений от встреч и людей, собственные воспоминания детства, которые невозможно выразить словами, странные фантазии и сказочные нереальные существа. Поэтому вопрос «почему мои куклы такие?» звучит для меня «почему я такая?».
У вдохновения много граней
Александр Оболенский очень много работает, с душой, с вдохновением, с удовольствием. В пейзажах Александра передаётся не только состояние природы, но и его собственное мироощущение, философия художника. Он показывает полотна, которые занимают большую часть комнаты-мастерской. Часть из них уже экспонировались в выставочном зале «Манеж» в Москве, в галерее «На Бастионной» в Пскове. В 2004 году проходила персональная выставка Александра в Ставропольском Союзе художников. Многие его работы распространились по миру, хранятся в частных коллекциях. Есть и такие, что попали в собрания государственных музеев-заповедников: «Михайловское» и «Изборск»...
Выезды на пленэр для Александра стали не только необходимым для художника процессом. Они наполняют жизнь дополнительными впечатлениями, а порой и знаниями о менталитете местных жителей.
«Многого я наслушался, стоя за этюдником. На ставропольской земле люди конкретные и меркантильные. У них ко мне один вопрос, словно выбитый по трафарету, будь то ребёнок или взрослый: «А сколько это стоит?». Псковщина более странна и абстрактна. Наткнувшись на меня, человек изумляется, долго топчется, смотрит то на меня, то на картину, говорит: «Ты чей?» или «Откуда ты?». И сам добавляет: «Издалека?». И вторишь ему: «Издалека» - «А-а!» - соглашается, собственный беспредметный ответ, видимо, его полностью удовлетворяет...
Однажды ко мне подошёл плохо пахнущий парень лет семнадцати, долго в упор меня разглядывал, потом спросил: «Дядя, ты в какой тюрьме сидел?». На моё недоумение изрёк: «А где бы ты так красиво научился рисовать?..»».
(А. Оболенский. «Эффект солнца»).
...Мы сидим на маленькой кухне, где практически всё сделано руками Александра. Пьём чай с мёдом и яблоками. Время от времени появляется Дуня, забирается к папе на колени, на минуту затихает, счастливая, в его объятиях, а затем снова убегает в комнату по каким-то своим, неведомым нам, взрослым, неотложным делам. За окном заходящее солнце красит небо в сиреневато-розовый цвет. Незамысловатый пейзаж так и просится на полотно...
Фото автора