ОГЭ по русскому языку: баллы за знания и творчество
Лия КарапетянКогда-то в «Вечерке» была рубрика «Родительское собрание». Тогда обсуждались самые актуальные проблемы школьной жизни: форма, дежурство по классу, продленка – словом, все, что волновало родителей.
Вспомнить об этой рубрике заставила недавно прошедшая в нашей газете «Народная трибуна», на которой шла речь об итогах школьной дистанционки. Тогда выяснилось, что многие родители девятиклассников обеспокоены предстоящим ОГЭ по русскому языку – его содержанием и тем, как оценивается каждое задание. Вопросов было задано немало, и мы решили переадресовать их заместителю директора по УВР, учителю русского языка и литературы средней школы № 26 города Ставрополя, председателю краевой экспертной комиссии по проверке ОГЭ по русскому языку Ирине Анатольевне Куликовой. Получилось вот такое заочное интервью.
Слышать, слушать, излагать
В экзаменационной работе по русскому языку три части: две – сочинение и изложение – творческие и одна – тестовая.
Ирину Анатольевну Куликову спросили о том, как оценивается изложение ОГЭ.
– Ответ на задание 1 (сжатое изложение) части 1 оценивается по специально разработанным критериям. По первому критерию (ИК1) определяется умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста и передать её без искажений. По второму (ИК2) – умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия. По третьему (ИК3) оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7. Более подробную информацию о том, какие баллы можно получить по каждому критерию и за что баллы снимаются, можно найти в демоверсии контрольно-измерительных материалов по русскому языку на сайте fipi.ru.
Родители спрашивали и о том, на что надо обратить внимание при написании изложения.
– Во-первых, на то, что при пересказе должно быть передано то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел, во-вторых, необходимо использовать приемы сжатия во всех частях текста, в-третьих, текст обязательно нужно разделить на абзацы и, конечно, постараться избежать логических ошибок.
– Нужен ли заголовок?
– Нет.
– Нужен ли план сжатого изложения? Ставятся ли дополнительные баллы за наличие плана?
– План экзаменуемый может составить при выполнении задания на черновике, но переписывать его в бланк ответов не нужно. Баллы за наличие плана не ставятся.
В части третьей (сочинение) выпускникам предлагается выбрать одно из трех предложенных заданий и написать сочинение на лингвистическую (9.1) или нравственную (9.3) тему либо же объяснить смысл фрагмента текста, по которому пишется сочинение. Во всех вариантах ребятам необходимо за аргументами обратиться именно к данному тексту.
Родители, пытающиеся вникнуть в содержание девятого задания, спрашивали о многом. К примеру, звучал такой вопрос: «Если раскрыта тема, то это сколько баллов?».
– И сочинение, и изложение оцениваются по специально разработанным критериям. Критерия, который оценивал бы именно раскрытие темы, нет. В каждом варианте сочинения есть конкретные вопросы для оценки: наличие обоснованного ответа (С1К1), понимание смысла фрагмента текста (С2К1), толкование значения слова (С3К1). Более подробную информацию о том, какие баллы можно получить по каждому критерию и за что баллы снимаются, можно найти в демоверсии контрольно-измерительных материалов по русскому языку на сайте fipi.ru.
Тревожит родителей грамматика. Вот что поясняет по этому поводу Ирина Анатольевна Куликова:
– На оценку работ по содержательным критериям наличие грамматических ошибок не влияет.
– Если допущено более семи орфографических, грамматических, стилистических, фактических ошибок, то сколько баллов может получить учащийся?
– Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом по специально разработанным критериям и составляет 10 баллов. Баллы ставятся за наличие или отсутствие каждого вида ошибок, при этом орфографические, пунктуационные и другие ошибки не складываются. Например, при отсутствии орфографических ошибок выставляется 2 балла, если же допущено 4 или более таких ошибок, экзаменуемый по критерию ГК1 получает 0 баллов.
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) учитывается объём изложения и сочинения. Максимальные баллы при отсутствии ошибок можно получить только в том случае, если в сумме в изложении и сочинении написано 140 и более слов. Если же суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла. Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если школьник выбрал вариант 9.3, то он отвечает только на вопрос сочинения: например, «Что такое счастье?».
При выполнении задания 9.3 экзаменуемый должен дать толкование слова и прокомментировать его (С3К1), а затем привести два примера-аргумента: один – из прочитанного текста, второй – из жизненного опыта или два примера-аргумента из прочитанного текста (С3К2). Также оцениваются логичность и композиционная стройность сочинения.
– Когда ученику может быть поставлено максимальное количество баллов за сочинение (10)?
– Максимальное количество баллов за сочинение – 9. Для проверки каждого варианта (9.1, 9.2, 9.3) разработаны конкретные критерии, о которых сказано выше.
– Допустимо ли писать фразу: «А пример из жизни будет таким...»?
– Уместность или неуместность подобной фразы можно оценить только при проверке конкретного сочинения.
– За что снимают баллы в задании 9?
– Для проверки каждого варианта (9.1, 9.2, 9.3) разработаны конкретные критерии. Более подробную информацию о том, какие баллы можно получить по каждому критерию и за что баллы снимаются, можно найти в демоверсии контрольно-измерительных материалов по русскому языку на сайте fipi.ru.
В «угадайку»не играем: точно знаем правила
– Каково минимальное количество баллов за тестовую часть?
– Минимальное – 0, максимальное – 7.
– Если в тестовой части выбирается неправильный вариант ответа, то ученик получает 0 баллов за данное задание?
– Да. При этом надо отметить, что не все задания во второй части предполагают выбор правильного ответа. Например, в задании № 4 нужно заменить данное словосочетание синонимичным, но с другим видом связи.
– Каковы особенности ОГЭ по русскому языку в этом году?
– На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Изменения структуры и содержания КИМ по русскому языку в сравнении с прошлым годом отсутствуют.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1). Ответ на задание 1 (сжатое изложение) части 1 работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7.
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа и задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
За верное выполнение каждого задания второй части работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 7.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Что поможет на экзамене? Пишем «внятно» и не конфликтуем
Ирина Анатольевна Куликова напомнила, что на экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. Еще один важный момент – при выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
А вот что особенно волнует родителей: при каком количестве баллов назначается пересдача ОГЭ по русскому языку?
– Согласно рекомендациям Рособрнадзора 2020 года, оценка 2 ставится, если выпускник набрал 1-14 баллов. Минимальный балл, соответствующий оценке 3 (удовлетворительно), – 15.
– Может ли ученик оспорить свои оценки по творческой части и по тестовой? Как это делается?
– Апелляции участников ГИА о несогласии с баллами, выставленными за изложение и сочинение, рассматривает региональная конфликтная комиссия. Заявление подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов ГИА, в образовательную организацию. Участники ГИА и их родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции.
Работа выпускника проверяется и по результатам рассмотрения апелляции: конфликтная комиссия принимает решение либо об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов, либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов. При этом количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий, а также по вопросам, связанным с оцениванием результатов выполнения заданий с кратким ответом (тестовой части).
Прозвучал и такой вопрос: «У сына плохой почерк. Каковы требования к «чистописанию»?»
– Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком. На выполнение задания отводится достаточное количество времени, поэтому выпускнику необходимо постараться написать буквы «внятно».
Записала Лия КАРАПЕТЯН.