«Олимпийский» дебют Людмилы Шимко
Лариса Ракитянская
Как мы уже сообщали, в Ставрополе 21 января стартовал городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года - 2013». В нём примут участие 64 педагога нашего города.
Журналисты «Вечерки» побывали на одном из уроков конкурса в номинации «Педагогический дебют». Урок истории в 5-м «Б» классе 34-й школы давала Людмила Сергеевна Шимко, учитель истории 21-й школы.
Класс «бегал», «прыгал» и «метал копья»
Войдя в 315-й кабинет, мы сразу будто бы попали в Древнюю Грецию. На столе учителя стояла чаша, в которой горел импровизированный олимпийский огонь, а на экране, под венком из дикой оливы, были уже обозначены несколько вопросов. Оказалось, что пятиклассники — не просто ученики. Они — «спортсмены», и почетное право первым отвечать на вопросы досталось Никите. Он справился с заданием, допустив только одну ошибку. Но классная команда на то и существует, чтобы поддерживать своих в борьбе за знания: «спортсменка» Вика поправила мальчика. И оба получили из рук Людмилы Сергеевны медали за хорошие ответы.
А потом задание усложняется: «спортсмена», отвечающего на вопрос, уже выбирает учитель. Вика и Соня отвечают неплохо, Людмила Сергеевна их хвалит, и говорит: «Первые два этапа наших «Олимпийских игр» мы прошли, наступает третий».
На экране появляются рисунки, на которых изображены бронзовые тела греческих спортсменов. Детвора выясняет чуть ли не хором, какие виды спорта они представляют, откуда взялось пятиборье и что это такое. Но пятикласснику трудновато на месте усидеть, и учительница командует: «Встали, «побежали»!». Конечно, не вон из класса, не на спортплощадку. «Бегали» на месте, а потом прыгали, потому что показать прыжки в длину в классе трудновато. Людмила Сергеевна тоже не удержалась — попрыгала с ребятами. И вместе с ними выполнила небольшой комплекс упражнений, а потом все дружно «метали» воображаемое копье.
Класс получил медали и даже «оливковый» венок
Урок продолжился, но скучать и дальше не пришлось: учительница раздала задания с картинками — классную работу. Нужно было вставить в предложения пропущенные слова и даты, причем на эту работу времени давалось немного. Ребята опять справились, но и тут их ждал сюрприз: учительница не стала никого вызывать к доске и оценки ставить, она попросила обменяться листочками с соседом по парте — сами проверяйте друг друга! Выяснилось, что большинство «спортсменов» не допустили ни одной ошибки. А раз так, то они получили пятерки, подтвержденные еще и медалями от учителя. Кто допустил только одну ошибку, тоже получил награду — медаль, но «достоинством» пониже.
А когда разобрались, как награждали настоящих олимпийцев в Древней Греции, когда сравнили эллинские олимпийские игры с современными и назвали виды спорта, прибавившиеся со временем (кто-то даже пионербол в этот список включил!), Людмила Сергеевна призналась ученикам:
- Когда я шла на этот урок, думала, что на наших классных олимпийских играх найду одного победителя по знаниям и вручу ему вот этот венок. Оказалось, что вы все — молодцы, и потому я вручаю эту награду вашему классному руководителю. Это значит - всему классу. Вы и вправду за время урока стали мудрее, сильнее, быстрее — как и положено на настоящих олимпийских играх!
Историки – люди особо чуткие
Когда закончился урок, я подошла к его «автору» - Людмиле Сергеевне Шимко. Выпускница историко-филологического факультета СГПИ 2010 года по специальности «история и право» на вопросы журналиста отвечала на «отлично» - как учили в вузе. Но глаза светились искренностью! А потому на мой вопрос: «Что же держит в школе именно вас?» - Шимко ответила:
- На это нас мотивировали еще на этапе обучения, нам показали преимущества нашего предмета, нас настолько заинтересовали... А еще мы поняли, что историк — это человек, который знает все! Но учитель еще и несет ответственность за те знания, которые передает детям. А это уже - гражданская позиция и желание воспитать людей, которые будут востребованы в современном обществе. Для этого и нужны историки: мы — люди особо чуткие к «веяниям эпохи», если говорить высоким штилем.
- А сколько денег вы за свою работу получаете?
- По-разному, ведь моя работа проходила не только в высокооплачиваемых образовательных учреждениях. Но и там, где я работала всего лишь на полставки, это получалась совсем небольшая оплата труда. Не буду кривить душой, это не радует! Но когда ты увлекаешься, то порой забываешь о материальной стороне дела: ты уже не можешь остановиться, не доделав свое «произведение», как каждый творец. Как же можно бросить ребенка?!
- Есть мнение, что в школу идут преподавать молодые люди (в особенности - учителя истории и обществознания), которые оказались не востребованными на рынке труда, чьи знания на поверку недостаточны для жизни и высоких заработков. Вы согласны с такой точкой зрения?
- Нет, не согласна. В школу ни в коем случае не идут, используя ее как некий «запасной аэродром». Это все-таки, если хотите, зов сердца. К тому же, по моему образованию, к примеру, вторая специальность не направлена в практическую область — это теоретическая юриспруденция, мы имеем право только преподавать этот предмет. Так что для правоприменительной области моего диплома недостаточно.
- Есть ли у вас родственники-учителя?
-Да, у меня бабушка Надежда Николаевна Панарина была учителем истории в с. Александровском. Ее помнят до сих пор, и, когда она преподавала в школе, ее приглашали даже работать в вуз, а многие ее выпускники занимают сейчас высокие должности, они стали известными людьми в нашем городе и крае. Так что можно сказать, я из учительской семьи, пытаюсь продолжить династию.
Не знаю, как посмотрит строгое жюри на «олимпийский» дебютный урок Людмилы Сергеевны, одержит ли она победу в городском этапе «Учителя года - 2013». Но мне показалось, что молодой учительнице близок соревновательный дух конкурса, где важна не победа, а участие, не лавры и слава, а опыт и общение с коллегами.
Фото Юрия РУБИНСКОГО.