Оставить свой камень
Ярослав РаспутинМы все помним и скорбим о жертвах геноцида еврейского народа: читаем стихи, которые остаются просто словами, возлагаем цветы, которые вскоре становятся пылью. У самих же евреев скорбь особая, деятельная – придя на мемориал, каждый оставляет камень, и иногда их скапливаются горы.
Формат встречи «Помнить… и никогда не забывать» определяла Ставропольская городская еврейская религиозно-общественная организация «Шалом». Участие приняли представители польской общины, национально-культурного общества славян, армянской национально-культурной автономии «Наири», Института Дружбы народов Кавказа. Отдельно нужно поблагодарить Ставропольскую краевую юношескую библиотеку, которая не в первый раз приняла организацию «Шалом», и работники которой выступили в числе первых. Словно противопоставляя красоту искусства ужасам войны, на встрече играл на скрипке известный музыкант Богдан Милка.
Оккупация Ставрополя немецко-фашистскими захватчиками длилась около полугода, и за это время было уничтожено более четырёх тысяч евреев. Жестокость и бессмысленность этих убийств не могут не ужасать. Как было сказано на встрече работником библиотеки, «геноцид не может быть против одного какого-то народа: геноцид – это против всех». Потому что общество, которое начинает решать, кому жить, а кому умирать, развращается.
Николай Замораев, ветеран ОВД, хорошо помнит начало войны. Он, четырнадцатилетний парень, жил тогда в Псковской области, недалеко от Невеля – от него до границы с Пруссией 300—350 километров, которые фашистская армия прошла за какие-то 15 дней. В Невеле тогда 40 - 50% населения было еврейским, и очень много – смешанных браков.
Сначала в Невеле появились объявления примерно такого содержания: «Всем евреям необходимо взять все ценности и явиться в немецкую управу города Невель», якобы для отправки в Палестину. И обставили всё так: журнал завели, все ценности описали, людей, «купившихся» на эту уловку, тоже. Второе объявление предписывало евреям носить белые повязки на руках. Третье призывало: «Всем евреям необходимо взять все ценности и явиться в управу в порядке подготовки к отправке на историческую родину – Палестину». Объявлен сбор, и вот людей уже сажают в машины. Хотя как сказать «сажают» – набивают, там сидений нет. Вот только ни о какой Палестине речи не идёт: выхлопная труба машины выходит в салон, и через 4-5 километров пути все задыхаются. Вся наука фашистской Германии была направлена на истребление людей, и вот одно из «творений» – так называемая душегубка.
Сам Николай Васильевич дважды сбегал из плена, потеряв и друга, и брата на войне. Он точно никогда не забудет того, от чего нас спасла Красная Армия.
«Прививка от фашизма длится 50 лет», - сказал Егор Гайдар. «Вот, видимо, она закончилась, и мы снова заболели», – продолжает его мысль Галина Туз, автор книги «Провинциальный фашизм». А всё дело в том, что во время общественной трагедии начала девяностых нацизм снова поднял свою голову. Почему-то вдруг все забыли, кто кому друг, кто кому сват, зато вспомнили, кто каких кровей. Как говорит председатель организации «Шалом» Ефим Файнер, проблема евреев – это проблема канарейки. Шахтёры с собой в шахту брали клетку с этой маленькой птичкой, они знали, что там безопасно, пока она жива. А как только воздух становился непригодным для дыхания, умирала первой канарейка. Так вот, евреи – это та самая канарейка, и нападки на них говорят о том, что где-то в обществе дурно запахло. Вот и сейчас: кто-то регулярно закрашивает надпись на памятнике жертвам геноцида евреев в Ставрополе. И мы все легко поймём, к чему это может привести.
Лекарство от повторения ошибок прошлого только одно: память. Кто понимает, что не бывает узконаправленной жестокости и несправедливости, как не бывает персонального воздуха, и помнит события и жертвы Великой Отечественной, никогда не возведёт себя в ранг избранного. И самое, пожалуй, простое – прятаться за цифрами: столько-то погибли, столько-то пропали без вести, столько-то лишились близких… Настоящее горе – в деталях, которые нельзя забывать, в именах, без памяти о которых нет памяти о самой войне. Под конец встречи показали, пожалуй, самое важное – документальный фильм «По следам утраченной памяти». Он рассказывает о проекте документации и увековечения имен евреев, погибших в период холокоста. Мемориал Яд Вашем существует с 1953 года. Важной частью его является Зал Имён, занимающий уже три этажа. Здесь хранятся свидетельские анкеты о жертвах геноцида. Как замечает работник мемориала, пустые полки – это чёрная дыра, это люди, о которых не знают. Главная идея проекта – погибшие могут жить в нашей памяти, пока мы её храним. Поэтому в зале с фотографиями посередине стоит колодец с водой. Если перегнуться через перила, то среди отражений лиц погибших евреев можно увидеть и своё.
Весь мир переживает трудное время потери смыслов и утраты ценностей, и сейчас перед нами стоит нравственный выбор – отказаться от памяти, обречь себя на многократное повторение ужасов холокоста, или сохранить её, чтобы никогда больше не допустить такого, что инаковость служила бы поводом для жестокости.
P.S. Каждый, кто знает о загубленном во время геноцида еврее, может заполнить свидетельскую анкету с сайта «Яд Вашем» и передать её в еврейскую общину, сократив ещё немного пробел в нашей памяти.