Педагогические ситуации: когда учитель учится воспитывать?
Лариса РакитянскаяЛюбого учителя спроси, что такое педагогика, он сразу же ответит: это искусство воспитания. Да, обучения, да – образования. Но воспитание – где оно в этом триедином процессе?
Тайна мастерства учителя состоит в том, чтобы даже в зубрёжке таблицы умножения оказывался хоть маленький воспитательный момент.
Вот и конкурс «Учитель года» – всегда об этом. И знаете, самая интересная номинация в нем, на мой взгляд, – «Педагогический дебют». Не зря она практически всегда собирает полный актовый зал «болельщиков»!
В минувшую среду бригада журналистов «Вечерки» «по-партизански», стараясь быть максимально незаметными для участников конкурса и жюри, побывала на состязаниях, которые называются «Педагогические ситуации».
«Письмецо в конверте»...
Конкурсное задание «Педагогические ситуации» проходило в формате настоящего экзамена: актовый зал, члены жюри на почетных местах, неподалеку от сцены стол с разложенными на нем конвертами. «Испытуемый» выбирает конверт с заданием, в котором предложена педагогическая ситуация. Каждому – разная, понятное дело. И нужно в регламент уложиться: подготовка ответа – пять минут, выступление – пять минут, вопросы жюри – столько же.
На деле у кого-то быстрее получалось, у кого-то – медленнее. Молодые учителя (что мне понравилось) не стеснялись брать паузу, если на вопрос жюри не сразу находился ответ. Не стеснялись и рассуждать, отвечая на вопросы.
А жюри должно было все это оценить по следующим критериям:
оригинальность и глубина суждений, умение аргументировать свой ответ, умение импровизировать, проявлять креативность. Внимательно присматривались члены жюри и к общей культуре и эрудиции, и к мировоззренческой позиции, к психолого-педагогической и социально-психологической компетентности.
«Отдай портфель!»
Искать выход из неудобной ситуации «преступление и наказание» пришлось одной из конкурсанток. Она «наказала» ученика за плохое поведение, отправив на время урока его портфель в учительскую. А мальчишке потом надо идти на другие занятия. Учительница дает свой урок, а сама «попутно» решает, как правильней поступить: ясно, что вернуть портфель надо. Но как это сделать, чтобы и подростка не обидеть, и не унизить его в глазах одноклассников. Задачка!
Пока конкурсантка рассуждает вслух, «галерка» активно машет руками. Жест вполне красноречивый: отдай портфель!
Не знаю уж, заметила ли учительница подсказку болельщиков, но «портфель отдала» – конкурсантке удалось деликатно «справиться» с виртуальной неловкостью...
А другой дебютантке пришлось «возвращать в учебу» 15-летнюю девушку, которая вдруг слишком увлеклась танцами, нарядами, прическами. Учитывая, что у этой конкурсантки в минувший вторник звучал рассказ о ее проекте «Национальное многоцветие – духовное богатство России», я бы и сама была не прочь подсказать молодому учителю выход: пригласите вашу «танцующую» ученицу в ваш проект, где есть концертная составляющая, пусть девушка сама сошьет себе какой-нибудь национальный костюм. Вот вам и будет педагогический успех, а ученице – самореализация! Но молодая учительница решила в этой ситуации пойти своим путем. Не уверена, что жюри, состоящее из опытных педагогов, согласилось с молодой своей коллегой...
Каждому участнику «Педдебюта» были предложены самые разные педагогические ситуации, в которых была представлена самая разнообразная палитра отношений «учитель – ученик». Молодым педагогам чуть ли не на каждом уроке такие задачки решать приходится. Например, 16-летнему юноше понравилась юная учительница, не столь уж далеко ушедшая от него по возрасту. Как соблюсти «дистанцию», как не показаться чрезмерно строгой и не прослыть занудой при этом? А что делать, если ученик вдруг стал демонстрировать всем своим видом – в одежде и общении – признаки конфликтного поведения в многонациональном по составу классе?
Конкурсанты разбирались, бывало – плавали, бывало – смело отстаивали свою точку зрения. В любом случае этот соревновательный день был динамичным и острым, волнующим и ответственным.
Интрига сохраняется
Минувшая среда была для всех конкурсантов «экватором» испытаний. В тот день в номинации «Лучший учитель» участники отрабатывали конкурсное задание «Образовательный проект». Группы из пяти конкурсантов (состав определялся жребием) в течение 15 минут проводили обсуждение и выбирали тему образовательного проекта, распределяли зоны ответственности каждого члена команды. Группы получали не менее четырех часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Мы увидели в одном из классов 8-го лицея настоящий «мозговой штурм» одной из таких групп.
Напряженность состязательности конкурса, кажется, чувствовалась в воздухе. В лицейских коридорах – тишина, для детей – время каникул. А вот учителя, как всегда, в поиске. У них идет конкурс «Учитель года – 2016» – своеобразная контрольная работа и экзамен.
Нельзя не согласиться со словами руководителя комитета образования администрации Ставрополя Елены Букша: и правда, в течение 25 лет менялись названия конкурсных заданий, их последовательность, количество, условия. Неизменной оставалась цель – выбрать того, кто достойно понесет дальше гордое имя «Учитель» и представит наш город на краевом и Всероссийском этапах! Елена Петровна уверена: конкурс всегда неповторим, и это – уникальная возможность не только проверить силы в творческом соревновании, но и выявить таланты среди учителей, распространить накопленный опыт, поднять общий уровень педагогической культуры в городе.
Уже сегодня будут названы имена победителей в каждой из номинаций. А в среду и четверг интрига сохранялась, напряженность соревнования оставалась в силе.