Питер как подмостки
Никита ПешковСтуденческий театр Северо-Кавказского федерального университета «Мы» успешно выступил на фестивале в Санкт-Петербурге
Уложиться со спектаклем в полчаса, посмотреть с друзьями Санкт-Петербург, спасти пострадавшего в ДТП и найти виновника аварии… Какие приключения могут случиться с актёрами студенческого театра, приехавшими на фестиваль в Северную столицу?
Муравейник в закулисье
На Васильевском острове, среди архитектурных изысков, живёт Дом молодёжи. Найти его не так просто, если ты нечасто бываешь в Питере, но местные жители всегда подскажут. В холле, кажется, пусто, и только консьержка объяснит, как пройти к гримёркам. Быстро иду туда, надеясь не опоздать, нахожу нужную дверь, открываю и неожиданно оказываюсь прямо в темноте закулисья. В зале молчаливое ожидание побеждает последний шепот, конферансье готовится объявить выступление, а тут на меня уставились удивленные глаза актёров. Увидеть меня в Санкт-Петербурге за сценой они не ожидали. Но замешательство проходит быстро, все сразу возвращаются к делам.
В зале не видно, что за сценой актёры в последние минуты перед спектаклем больше напоминают муравьёв. Что-то носят, тихо бегают от одного места к другому, готовясь к выступлению.
— Где стол? – громко шепчет кто-то. — Перенесите его! Все готовы? Скоро выходить. Нас объявляют.
Всё замирает. Каменные лица, взгляд перед собой. Может показаться, что, если бы в зале было тише, стало бы слышно, как от волнения бешено стучат сердца.
— Мы все очень волнуемся, — объясняет Ира Тайницкая, студентка факультета психологии. — У нас было мало времени, чтобы освоиться на этой сцене. Кроме того, чтобы уложиться в регламент, пришлось из двухчасового спектакля оставить 30-минутный.
Студенческий театр «Мы» привёз на фестиваль «За кулисами Петербурга» свою постановку спектакля «Три товарища». В их исполнении произведение уже завоевало Гран-при на краевом фестивале. Актёры уверены в успехе спектакля, даже несмотря на то, что времени на репетиции было немного, сцена почти незнакома, а в зале – строгое жюри.
Выход. Почти весь состав на сцене. Потом остаётся несколько человек, а остальные идут за сцену, возвращаясь, когда приходит их время. Из-за кулис кажется забавным, как актёр, только что игравший, например, смеющегося человека, переступив сцену, снова надевает маску сосредоточенности: надо быстро переодеться, помочь другим, сориентироваться в реквизите. И так весь спектакль. До финального поклона. Правда, вместе с этим, уйдя со сцены, они продолжают играть.
— Да, отличная машина, очень хорошая, – два актёра развивают диалог, который только что начали на сцене. Там театр не заканчивается.
В зале плакали
В гримёрку ввалились актёры. Почему-то расслабленного выдоха облегчения не чувствуется. Сразу началось обсуждение. Там «косяк», тут недоработали. Самокритика доходит до «в общем, фигово сыграли». В гримёрку вбегают две девчонки:
— Поздравляем! — щебечут они, обнимаясь с актёрами. – Когда финальная сцена была, в зале плакали!
Значит, попали. Значит, сделали своё дело. Все заметно успокоились. Напряжение ушло, уступив место усталости.
— Мы за последние три дня, наверное, часов по шесть только спали, — рассказывает Ира, кивая на пустую бутылку с энергетиком. – Еле стоим на ногах.
Почему не спали, рассказал Дима Белецкий, студент факультета филологии и журналистики. Оказывается, дело не только в репетициях, которые не прекращались даже в поезде. Хватило приключений и в самом Петербурге. Когда Дима, Ира и кто-то ещё из актёров гуляли по городу вместе с друзьями из питерского театра «Синтез» (с теми самыми девочками, вбежавшими в гримёрку после спектакля), на их глазах случилась трагедия. Они уже начали переходить все вместе дорогу, когда обогнавшего их мужчину на полной скорости сбила летящая на красный иномарка. Одни бросились помогать пострадавшему, другие – за машиной, которая, не остановившись, поехала дальше. Вызвать «скорую» почему-то не смогли, и мужчину забрала проезжающая мимо семья, чтобы отвезти его в больницу. Вскоре подъехали сотрудники правоохранительных органов. У ребят, которые вызвались быть свидетелями, взяли телефоны и адреса. Протокол почему-то не составляли и поставить подпись нигде не просили.
После такого, сказала Ира, особо не спалось. И теперь даже в гримёрной обсуждения возвращались к аварии: нашли ли, куда увезли пострадавшего и что с ним? Есть ли информация от полиции?
Остальные события, к счастью, не были трагичными. Друзья из театра «Синтез» устроили поход в театр, показали город.
*****
Когда театр «Мы» представлял свой спектакль, в зале сидело немного людей. В основном это актёры других приехавших на фестиваль театров. Похоже, на такие мероприятия редко ходят зрители со стороны.
— Во многом такие фестивали нужны для самих театров и актёров, — говорит Ира. — Это нужно, чтобы оказаться в своём кругу.
— Радуюсь, когда студии удается поучаствовать в масштабном мероприятии, — дополняет Иру Мария Короткая, исполнявшая в спектакле главную роль. — Очень приятно встретить людей, в хорошем смысле «помешанных» на своем деле: некоторые коллективы ехали не одни сутки ради нескольких минут на сцене. Это заряжает на творческую деятельность.
Театр повсюду
Мария Короткая в этой поездке «за главную». Руководитель театра Ирина Баранникова не смогла поехать с ребятами.
Мария ушла на «круглый стол», где руководителям коллективов говорят о предварительных итогах, дают оценку и подсказки. Весь состав театра «Мы» сидит в зале, ожидая закрытия фестиваля, но Марию, наверное, ждали больше. Вернувшись, она лишь кратко описала, что ничего нового не сказали, и остаётся только ждать результатов.
Результаты оказались радостными. Спектакль «Три товарища» стал лауреатом 1-й степени международного фестиваля. Студия получила право на участие в суперфинале проекта в октябре. Похоже, что ещё одной ночью в Питере будет не до сна.
Наутро ребят можно будет вновь встретить по всему городу. Они ехали два дня в поезде ради получаса на сцене, а в итоге, когда они оказались среди своих, болеющих театром, подмостками стал весь город.
Фото автора.