Под покровительством Шекспира
Ольга МетёлкинаМожно долго спорить, театральный наш город или нет. Мне, к примеру, ясно одно: среди нас есть люди, которые настолько любят театр, что им недостаточно только смотреть спектакли, они сами хотят играть. Речь идёт о театре-студии «Глобус», который пять лет назад стал воплощением творческого замысла заслуженной артистки России Светланы Колгановой.
На сегодня в репертуаре маленького театра шесть пьес. Любопытно, что первой работой стал «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира. Выбор не был основан на амбициозном желании «замахнуться на Вильяма нашего». Просто для начала требовался материал, способный всех объединить, научить пластике, этюдам. В работе над спектаклем и появилось название театра-студии — «Глобус». «Как ещё можно было назвать театр, который начинает с Шекспира», — говорит Светлана Колганова.
«Глобус» появился не на пустом месте. Он вырос из литературной студии «Светоч» при муниципальном литературно-музыкальном театре «Гармония». «Светоч» перестал помещаться на камерной сцене, и Светлана Георгиевна предложила создать театр-студию со специальной программой обучения для молодёжи. Идею поддержала тогдашний директор краевого Центра эстетического воспитания детей и юношества имени Ю. Гагарина Виктория Юрьевна Жовнер. «Занятия идут по основным дисциплинам театральной школы: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, хореография, — говорит С. Колганова. — Конечно, многие такого режима не выдерживают. Но театральная студия подразумевает профессиональное обучение».
Пять лет пролетели незаметно, и 22 апреля «Глобус» отметит бенефисом свой первый маленький юбилей. Создать за этот срок шесть спектаклей под силу лишь настоящему творческому коллективу. А репертуару может позавидовать и профессиональный театр: «Снегурочка» А. Островского, «Третье слово» А. Касоны, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Ящерица» А. Володина, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич и, конечно же, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира. Есть свои достижения, победы и награды.
– Мы начали с того, что сразу же поехали на Международный фестиваль в Одессу, на фестиваль искусств «Данко-2008», и привезли оттуда первое место, — рассказывает С. Колганова. — Начали пробовать свои силы и в дальнейшем. К сожалению, нет возможности вывозить всю студию. Поэтому в Сочи на фестиваль «Волшебство театра» в 2009 году повезли «Стеклянный зверинец». Он получил высокую оценку жюри. Стали лауреатами 2-й степени, при том что первую не присудили никому. У нас появился хороший шанс и дальше повышать планку. В Сызрани стали лауреатами 2-й степени со спектаклем «Сон в летнюю ночь», а в Сочи — дипломантами 1-й степени с «Третьим словом». Дважды побывали на Всероссийском фестивале в Астрахани «Маска», стали обладателями первого места со спектаклем «У войны не женское лицо». Было очень трудно обойти москвичей, петербуржцев, которые показали великолепные работы.
В рамках празднования своего 5-летия театр-студия «Глобус» по воскресеньям показывает свои спектакли на сцене Центра эстетического воспитания. Здесь собирается особая публика. Понятно, что это друзья и близкие артистов, но всё чаще на спектакли «Глобуса» приходят зрители, которые хотят видеть живой театр, где всё, несмотря на сценическую условность, происходит по-настоящему. Это завораживает, притягивает, даёт импульс для осмысления и переосмысления собственных переживаний.
Когда смотришь «Стеклянный зверинец», не приходит в голову, что его ставили в условиях… острого дефицита актёров-юношей. Драматургический материал Т. Уильямса оказался идеален для камерного спектакля. «Стеклянный зверинец» за время его сценической жизни так полюбили не только зрители, но и сами студийцы, что теперь в постановке мечтают сыграть многие из них. Мне удалось посмотреть его с участием актёров первого студийного набора: Елены Олейниковой (в роли Аманды), Анастасии Бондаренко (Лаура), Валерия Бабака (Том) и Дениса Литвинова (Джим). Необходимо уточнить, что даже «первенцы» «Глобуса» не были новичками в театральном деле, ведь они выросли в «Светоче».
Среди спектаклей, которые можно смотреть не один раз, и «Третье слово» А. Касоны. В нём всё: и сюжет, и характеры персонажей, и музыкальное оформление - так увлекает, что спектакль пролетает на одном дыхании. Я впервые увидела небольшой фрагмент этой постановки на краевом фестивале театральных коллективов «Огни рампы», и он настолько захватил, что при первой же возможности я с большим удовольствием посмотрела его полностью. Отдавая должное экспрессии Михаила Бандуряна (в роли Пабло), выразительности Анастасии Бондаренко (Марга), Елены Олейниковой (Анхелина) и Полины Лыковой (Матильда), можно говорить об ансамбле в этом спектакле.
Прекрасно понимаю режиссёра и художественного руководителя «Глобуса», когда она говорит о том, какое удовольствие ей доставляет работа с этими ребятами. «Мне очень нравится с ними общаться, я от них подзаряжаюсь молодой энергетикой, заставляю себя не останавливаться», — говорит Светлана Георгиевна. Где уж останавливаться, думаю я, когда слышу о ближайших и перспективных планах. Сейчас в разработке два новых спектакля — «Синяя птица» Мориса Метерлинка и «Вам и не снилось» Галины Щербаковой, где будет занята вся студия, включая её младший и средний возрастной состав.
При этом Светлана Георгиевна с лёгкой грустью говорит о том, что пятилетняя программа театра-студии «Глобус» вот-вот будет отработана, и предстоит выпуск. В Центре эстетического воспитания существуют ограничения по возрасту — до 21 года. Это означало бы потерять актёров, которые перешагнули рубеж «американского совершеннолетия». Но режиссёр не смогла допустить такого и нашла выход, организовав… новую студию, в которой нет ограничений по возрасту. Она была открыта в городском Доме культуры и получила название «Кредо». Получается, что с лёгкой руки Светланы Колгановой в Ставрополе сначала появился «Светоч» (сегодня это муниципальный молодёжный театр, которым руководит Юрий Иванкин), затем — «Глобус», а теперь и «Кредо». Похоже, что без покровительства Шекспира здесь не обошлось. А если серьёзно, то всё дело в профессионализме и безграничной любви к театру.