Порассуждаем о человечности...
Лариса РакитянскаяСтали известны темы итогового сочинения, которое выпускники 2018 года напишут 6 декабря: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». Их, как и в прошлом году, пять. Но направления, как видим, изменились. Напомним, что в ЕГЭ-2016 они звучали так: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь» и «Литература». А еще раньше, в 2014/15 учебном году, направления были такие: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?».
Напишешь – получишь допуск
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения.
Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать (7 февраля и 16 мая 2018 года).
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года подготовлен специалистами Федерального института педагогических исследований (его можно найти и на сайте ФИПИ).
Поговорим о верности...
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Ведь не зря понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора.
Антитезы: равнодушие и отзывчивость
Темы этого направления сочинений нацеливают выпускников на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или, наоборот, искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. Напишите об этом, и сочинение готово!
Цели и средства оценивают нас
Понятия направления взаимосвязаны и заставляют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, об умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также – об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием низменных планов героя. Таким персонажам противопоставлены персонажи, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Интересная тема, согласитесь!
Смелость и трусость. Это о силе духа и наших слабостях
В основе этого направления тоже лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Пара-тройка примеров, и ваше сочинение почти написано. Только надо еще и выводы сделать...
Человек и общество – это и про нас...
Для тем этого направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Вот вроде бы и похоже на содержание первых четырех направлений, но тут обобщения могут быть шире – думайте, рассуждайте, творите!
Почти четыре часа – это много!
Время написания сочинения – 3 часа 55 минут. Экзаменационный комплект включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Еще раз напомним: сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.