Премьера на ставропольской сцене: история любви в эпоху отчаяния
Ольга МетёлкинаВ Ставропольском академическом театре драмы имени М. Лермонтова представили премьеру спектакля «Три товарища» по одноименному роману Эриха Марии Ремарка.
Есть литературные произведения, к которым в течение жизни непременно следует возвращаться, и не один раз. В разном возрасте перечитывать их в бумажном варианте, слушать аудиокниги, смотреть хорошие, непременно хорошие, экранизации и театральные постановки. Роман «Три товарища» в полной мере относится к таким произведениям. Тема «потерянного поколения» во все времена находила и продолжает находить отклик в сердцах думающих читателей и зрителей.
Спектакль поставила художественный руководитель Ставропольского театра драмы заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова, обозначив его жанр просто – «история любви». Этим чувством пронизан весь сюжет, развивающийся на сцене на протяжении двух действий. Любовь не только связывает судьбы главных героев - Роберта Локампа (актер Олег Хомутов) и Патриции Хольман (актриса Дарья Сафонова). Это чувство становится единственным возможным смыслом существования персонажей в пространстве и времени.
Три товарища Роберт, Отто (актер Александр Сухарев) и Готфрид (актер Александр Кошелевский) узнали цену жизни в окопах Первой мировой войны. Совсем молодыми они заглянули смерти в глаза и спустя годы часто мысленно возвращаются в то время. «Всё же лучше было не раздумывать слишком много. Особенно наедине с собой. И по вечерам. Не то внезапно возникало прошлое и таращило мертвые глаза. Но для таких случаев существовала водка» - вот о чем думает тридцатилетний герой.
Впрочем, у молодости есть свои преимущества: Роберт и его друзья после работы в авторемонтной мастерской проводят время в кафе «Интернациональ» и в баре у Альфонса, участвуют в гонках, ходят в кино (с этой сцены и начинается действие спектакля).
Отто Кестер – владелец той самой авторемонтной мастерской, которая в кризисные времена дает всем троим заработать на жизнь. В исполнении актера Александра Сухарева этот персонаж обладает не только азартным характером, Отто олицетворяет собой надежность.
В роли Готфрида Ленца зрители увидели актера Александра Кошелевского. Его персонаж наделен набором качеств, характерных для амплуа героя-любовника. Но за его привлекательной внешностью, легким характером, очаровательной беззаботностью скрывается то, о чем он хотел бы забыть. «Мы живем в эпоху отчаяния, - говорит Ленц. - Тут приличествует только чувство юмора». Из троицы закадычных друзей он самый остроумный и веселый, знает правила обходительного обращения с девушками. И всё же из всех Патриция выбрала не его, а Роберта.
По признанию Олега Хомутова, в этой работе очень много того, что дорого ему не как артисту, а как человеку: «Так много моих личных точек соприкосновения с этим персонажем. За сто лет изменились какие-то предметы, быт, но не внутреннее состояние человека, его переживания, эмоции, которые, наверное, сохранятся еще на века. Любой спектакль, любая роль требует определенной отдачи, нельзя выходить на сцену и не верить в то, что ты делаешь».
У актера Олега Хомутова очень выразительная мимика и говорящие глаза, которые обнажают внутреннее состояние его персонажа. Вначале, когда герой знакомится с Патрицией, в них отражается сомнение: возможно ли, что такая девушка полюбила его. А позже только глаза выдают нестерпимую боль Роберта, когда он наблюдает за медленным угасанием Пат от смертельной болезни, понимая, что ничего не может сделать.
Исполнительница главной женской роли актриса Дарья Сафонова - хрупкая, изящная, обладающая завораживающей грацией, как будто сошла со страниц романа «Три товарища». В интервью перед премьерой она призналась: «Работая над ролью, пришла к выводу, что Патриция – это лучшая версия меня, идеальный образ женщины. Я всё-таки более земная». Главной и наиболее ценной чертой характера своей героини Дарья Сафонова считает любовь к жизни. «Этот материал врос в меня, на этапе работы над спектаклем он 24 часа в сутки был со мной, - говорит актриса. - Что означает любовь к жизни? Наверное, и сегодня, и сто лет назад – это радоваться простым вещам, таким как запах сирени, принимать и любить людей, какие они есть. У меня получается этому учиться».
У разных персонажей спектакля есть своя, пусть небольшая, отдельная глава в этом объемном повествовании. Так, владельца бара Альфонса (заслуженный артист РФ Александр Жуков) с главными героями связывает нечто большее, нежели чем барная стойка. «Альфонс знает, что такое война, он там был, поэтому как старший товарищ старается помочь, поддержать, - говорит о своем персонаже Александр Жуков. - Есть вещи, которые сближают больше, чем ежедневное общение в социуме. У них другая связь и ответственность друг за друга. Альфонс внутри очень светлый человек. А в жизни больше света, чем тьмы».
Несколько поколений читателей спорили с автором романа, говоря, что товарищей в нем вовсе не три. Образ Альфонса – одно из убедительных тому подтверждений. На ум приходит еще один персонаж, который в спектакле ведет себя почти как одушевленное существо. Это «Карл», рукотворное чудо техники. Друзья купили на аукционе старый кадиллак, отремонтировали его, поменяли мотор на гоночный. И этот фантастический «призрак шоссе» с человеческим именем Карл, носившийся со скоростью под двести километров в час, тоже сыграл свою роль в истории любви «в эпоху отчаяния»: без его участия, возможно, не случилось бы знакомство Роберта и Патриции.
Хозяйка пансиона, в котором Роберт снимал комнату, миловидная фрау Залевски (актриса Мадина Шарипова) находит себя в том, что окружает искренней заботой и вниманием каждого постояльца. Так она не чувствует одиночества. Эрна Бениг (почётный деятель искусств СК Елена Днепровская), как большинство девушек-секретарей во все времена, весьма привлекательна, следит за модой и увлекается танцами. И даже у однополчанина Роберта – Валентина Гаузера (актер Константин Юрченко) своя философия любви к жизни. «Он не знает, что ему делать со своей жизнью, и поэтому просто радуется тому, что всё еще жив», - говорит Роберт о Валентине, который, получив наследство, очень быстро спустил все деньги, попросту пропив их.
Параллельно с расцветающим чувством Роберта и Патриции в сюжете происходит нечто противоположное в семейной паре Хассе, живущей по соседству в пансионате фрау Залевски. У фрау Хассе (заслуженная артистка РФ Светлана Колганова) любовь к жизни проявилась неожиданным образом: она поняла, что муж недостоин ничего, кроме презрения, и ушла к другому мужчине. Господин Хассе (почётный деятель искусств Ставропольского края Владимир Лепа) появляется всего в нескольких мизансценах, но его банальная история на глазах зрителей вырастает до масштабов настоящей трагедии: «Он выглядел как человек, в которого только что выстрелили, но он еще не верит этому и не чувствует боли, он ощутил пока только толчок».
История супругов Хассе не может не трогать, особенно на контрасте с отношениями Роберта и Патриции. Что может быть прекраснее любви молодой красивой пары?.. И что должно произойти с теми же людьми спустя годы, чтобы один из них решился на страшное?.. Наверняка господин Хассе и его супруга заключали брак по любви, но с годами для одного из них это чувство превратилось в болезненную зависимость, а для другого стало невыносимым бременем. И здесь на память приходит аксиома Льва Толстого, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Понятие ансамбля в театре, как правило, применяется в отношении актеров. Всех остальных специалистов, участвующих в постановке, обычно называют командой. В данном случае я бы не побоялась назвать ансамблем всех, кто создавал спектакль «Три товарища». Такая цельная органичная постановка могла получиться только в творческом содружестве режиссера Ирины Баранниковой, всех актеров, художника-постановщика Александра Якунина, художника по костюмам Янины Куштевской, хореографа Елены Днепровской, создателя музыкального оформления Григория Тюкова и художественно-постановочной части театра.
Лаконичная, на первый взгляд, сценография по ходу действия удивляет изобретательностью замысла ее автора: декорации трансформируются в зависимости от мизансцен и создают стилистически оправданное пространство, в котором существуют герои. Одежда героев аутентична, их прически тоже отвечают моде 20 - 30-х годов прошлого века. И даже цвет в костюмах несет смысловую нагрузку. Так, если платья Патриции жемчужного, голубого оттенков подчеркивают утонченность и благородство героини, то грязно-зеленый костюм фрау Хассе воспринимается как необходимое дополнение к характеристике его хозяйки.
Безусловно, спектакль много приобрел благодаря своему музыкальному оформлению. Так, без мелодий фокстротов, наверное, не было бы и того эмоционального отклика в зрительном зале, который возникает во время танца в баре у Альфонса. Музыка гармонично вплетена в сюжетное полотно, она создает лирическое сопровождение и эмоциональный фон для происходящих событий.
Думаю, зрители обязательно полюбят спектакль «Три товарища» и захотят посмотреть его не один раз. А лишние билетики на премьеру уже спрашивали.
Снимки предоставлены Ставропольским академическим театром драмы имени М. Лермонтова.