Премьера под занавес

Ольга Метёлкина

В минувшее воскресенье в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова завершился 178-й творческий сезон

Он по-настоящему порадовал как постоянную публику, так и новых зрителей разнообразием репертуара и новыми постановками по классической и современной драматургии.

По традиции в день закрытия сезона на сцену выходят все артисты труппы
По традиции в день закрытия сезона на сцену выходят все артисты труппы

Продуктивность труппы вызывает удивление и восхищение, ведь в нынешнем сезоне вышло восемь премьерных спектаклей: «Отелло» по пьесе Вильяма Шекспира, «Три товарища» по роману Эриха Марии Ремарка, «Деревья умирают стоя» Алехандро Касоны, «Щелкунчик» по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана, «Годы странствий» Алексея Арбузова, «Единственный наследник» Жана-Франсуа Реньяра, «Пижама на шестерых, или Ужин по-французски» Марка Камолетти и «Повести Белкина» по произведениям Александра Пушкина.

Подводя итоги, исполняющий обязанности директора театра Сергей Панюков отметил, что в 178-м сезоне наблюдалась рекордная посещаемость – спектакли Ставропольского театра драмы посмотрели более 148000 зрителей.

Здесь следует учитывать, что коллектив выступал не только на родной сцене, но и по давно сложившейся традиции выезжал в города и села Ставропольского края. Были сыграны 23 спектакля в Новоалександровске, Благодарном, Зеленокумске, Светлограде, Левокумском, Степном, Александровском, Новоселицком, Красногвардейском, Донском, Курсавке и Григорополисской. Их посмотрели 7857 зрителей.

Но и в таком активном творческом графике коллектив нашел возможность для организации помощи участникам специальной военной операции и их семьям. Отправляли на нужды фронта средства, заработанные от спектаклей, гуманитарную помощь и письма в зону СВО. Более 2600 членов семей военнослужащих и мобилизованных по приглашению театра на благотворительной основе посмотрели его дневные и вечерние постановки.

Актеры Ставропольского театра драмы в этом сезоне выезжали в Луганскую Народную Республику. Зрителям Антрацита они показали спектакль «Детектор лжи» по пьесе Василия Сигарева с участием заслуженных артистов РФ Ирины Баранниковой, Александра Жукова и Михаила Новакова.

Театр и на своей сцене принимал гостей. В рамках федеральной программы «Большие гастроли» в Ставрополе выступали коллективы Московского художественного академического театра имени М. Горького, Крымского музыкального театра, Луганского музыкально-драматического театра «На Оборонной» и Луганского русского драматического театра имени
П. Луспекаева.

Как отметил Сергей Панюков, среди постоянной публики стало заметно больше молодежи. Ситуация меняется, во многом благодаря реализации всероссийской программы «Пушкинская карта». В нынешнем сезоне число зрителей в возрасте от 14 до 22 лет, которые воспользовались картой для приобретения билетов на спектакли Ставропольского театра драмы, достигло 29566 человек. И это естественно не предел. Тем более что театр постоянно работает над совершенствованием репертуара, в котором есть постановки, интересные для зрителей любого возраста.

О том, что предстоит осуществить в будущем творческом сезоне, рассказала художественный руководитель театра заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова:

– Впереди у нас новые работы. К началу сезона в постановке народной артистки РФ Натальи Зубковой будет подготовлен спектакль «Леди Макбет Мценского уезда». К Новому году в ее же постановке – сказка «Золушка». К юбилею заслуженного артиста РФ Игоря Барташа заслуженный деятель искусств РФ режиссер Валентин Бирюков поставит спектакль «Свадьба Кречинского» по пьесе Александра Сухово-Кобылина.

Как рассказала Ирина Баранникова, в предстоящем сезоне театр и его зрителей ожидает целая череда бенефисов. Вслед за Игорем Барташом юбилеи отметят почетные деятели искусств Ставропольского края Елена Днепровская и Владимир Лепа. Так что следите за афишами.

Говоря о планах на предстоящий творческий сезон, Ирина Баранникова обозначила нескольких будущих премьер, названия которых ставропольским зрителям хорошо знакомы. Так, ожидается возвращение спектакля «Ханума» в постановке режиссера Валентина Бирюкова и его же «Люкс №13 (Окно!)» по пьесе английского драматурга Рэя Куни.

Режиссер Наталья Зубкова планирует поставить несколько спектаклей в новом сезоне, в том числе «Демон» по поэме Михаила Лермонтова, «Загнанная лошадь» по пьесе Француазы Саган и «Свеча горела» по рассказу Майка Гелприна. Театр также планирует включить в свой репертуар ироничный детектив «Миссис Пайпер ведёт следствие» по пьесе Джека Поплуэлла, эта история известна зрителям по фильму Аллы Суриковой «Ищите женщину».

Продолжится также сотрудничество театра с приглашенными режиссерами, имена которых художественный руководитель не назвала. Впрочем, и то, что они будут ставить, Ирина Баранникова тоже оставила в секрете. Что ж, пусть будет сюрприз для публики.

По сложившейся традиции каждый сезон Ставропольский академический театр драмы имени М. Лермонтова завешает премьерой. На этот раз «под занавес» зрители увидели спектакль в двух действиях «Повести Белкина» в постановке заслуженной артистки РФ Ирины Баранниковой.

Книга, написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году, относится к числу тех классических произведений, восприятие которых не может испортить даже обязательная школьная программа. Из пяти повестей, созданных автором в пору знаменитой Болдинской осени, режиссер выбрала две: «Выстрел» и «Барышня-крестьянка». Удивительный, легкий образный язык Пушкина, его волнующие сюжеты предоставляют безграничные возможности для реализации замыслов на театральной сцене. Чем и воспользовались создатели спектакля.

Режиссер-постановщик Ирина Баранникова восстановила справедливость и сделала Ивана Петровича Белкина одним из участников сценического действия. Вымышленный Пушкиным молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством, ведет нить повествования. Актер Александр Сухарев в образе Ивана Белкина порой и сам становится похож на Александра Сергеевича, каким мы видим его на портретах XIX века.

Персонажи повестей, вышедшие из-под пера сочинителя, начинают жить своей жизнью и порой удивляют даже автора. Повести, которые легли в основу спектакля «Повести Белкина», отличаются по стилистике, характерам героев, по мотивации их поступков. Первое действие – «Выстрел» воспринимается, как романтическая история, которая вполне могла случиться в пушкинские времена. Почётный деятель искусств Ставропольского края Илья Калинин в роли Сильвио предстает как мрачный злодей, охваченный жаждой мщения. Его оппонент – граф (актер Олег Хомутов), напротив, излучает бесшабашный оптимизм, граничащий с безрассудством. И в этом противостоянии герои напоминают других пушкинских персонажей-антиподов – Сальери и Моцарта. Как и в «Маленьких трагедиях», противостояние Сильвио и графа основано на человеческих страстях, на уязвленном самолюбии.

В «дуэльной» истории меж тем нашлось место не только для сцен с фехтованием, но также для балов с участием изящных дам и бравых гусар. При этом сценографическая минималистичность спектакля «играет» только в плюс для зрительского восприятия. Пушкинский текст позволяет воображению «дорисовывать» всё то, чего не видно на сцене. И в этом случае даже у ярых сторонников классического театра нет повода придираться к сценографии. Художник-постановщик Янина Куштевская предложила изящное решение: в оформлении спектакля использована стилистика книжной графики, которой нередко иллюстрируют пушкинские произведения.

Связанная с «Выстрелом» лишь общим названием сборника произведений повесть «Барышня-крестьянка» из всего цикла выделяется своей «водевильностью». Чтение ее занимает всего сорок минут. Примерно столько же длится второе действие спектакля. Практически всё это время публика смеется и удивляется.

Помещик Берестов в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Жукова и его сосед Муромский (почётный деятель искусств Ставропольского края Владимир Лепа) – характеры яркие и противоположные. Их взаимодействие порой анекдотично по своей природе. К примеру, это проявляется в мизансцене рыбалки. У Александра Сергеевича помещики чаще всего развлекались охотой, а в спектакле помимо ружейных выстрелов, можно услышать и всплески рыбы в речке, до которой помещикам нет никакого дела – они как современные рыбаки находят общий язык по принципу: наливай да пей.

Юмором пронизано всё действие: начиная от описания внешности молодого Берестова (актер Константин Юрченко), которому на ходу «приделывают» нелепые усы, и заканчивая образом мисс Жаксон, в которой внимательные зрители разглядели черты актера Филиппа Харция. Следует отметить, что сценическая мисс, в отличие от книжной невероятно разговорчива, она «дрессирует» на английский манер не только барышню, но и всех дворовых девушек (почётный деятель искусств Ставропольского края Елена Днепровская, актрисы Елизавета Соловьёва, Ольга Клочко, Анастасия Поделякина, Ясения Фалина, Дарья Сафонова, Ольга Писаренко).

«Что за прелесть эти уездные барышни», – читаем у Пушкина о Лизе Муромской и видим перед собой актрису Дарью Симанкину. Она ничем не отличается от современных девушек, несмотря на платье с кринолином или крестьянский сарафан, в который переодевается. Но пушкинский язык делает ее той самой «уездной барышней», очаровательной в любые времена.

Дворовый люд у обоих помещиков весьма живописный и выразительный. И здесь замечательно показана мизансцена, в которой Ключница (актриса Лада Гольдман) рассказывает дворовым сказку. К повествованию подключается мужичок, переодетый медведем (почётный деятель искусств Ставропольского края Георгий Серебрянский), который неожиданно появляется и пугает девушек. И сразу возникает ассоциация со сказками, которые Пушкину рассказывала няня Арина Родионовна…

Перед глазами зрителей проносится сюжет с участием множества действующих лиц, наполненный событиями, происходящими в помещичьих усадьбах и в лесу, где на заднем плане «растут» стройные березки. Следует отметить музыкальное оформление Владимира Романова, работу художников: по костюмам – Марии Лазаревой и свету – Елены Прохоровой, а также постановку хореографии и пластики Елены Днепровской.

Уверена, что в репертуаре Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова появился еще один спектакль, на который зрители будут спрашивать лишний билетик.

Фото автора

и Ставропольского театра драмы

закрытие театрального сезона, культура, Ставропольский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление