Притча про божью коровку — тема урока по курсу ОРКСЭ

Лариса Ракитянская

Притча про божью коровку — тема урока по курсу ОРКСЭ
 

28 августа в нашем городе пройдет традиционный августовский педсовет. Тема его — «Модернизация системы образования города как фактор достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Как мы уже сообщали, в ее программе числится немало мероприятий. Это и работа экспертных площадок, педагогических мастерских, мастер-классов, «круглых столов», педагогические советы. 
Сегодня «Вечерка» рассказывает о наиболее интересной обществу теме — как учителя обсуждали в минувшую среду проблемы преподавания «Основ религиозных культур и светской этики». В 39-й школе Ставрополя за «круглым столом» собрались более 50 человек — ученые, учителя начальных классов, предметники, преподающие в школах города ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики), представители родительской общественности, религиозные деятели.

Как сделать скучное «вкусным»?
С 1 сентября во всех субъектах России вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). До этого преподавание курса ОРКСЭ велось в 19 субъектах РФ, а вот теперь он становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях России, и ученики 4-5 классов получат свои 34 часа...
Участникам «круглого стола» в 39-й школе не надо было подробно разъяснять, из каких модулей состоит ОРКСЭ, но Ольга Пикалова, завкафедрой воспитательной работы, дополнительного образования и технологии СКИРО, ПК и ПРО, кандидат педагогических наук, все же напомнила, что все модули являются единой комплексной учебно-воспитательной системой. А как она сработает — зависит от учителя. И уж тут педагогу придется во многом у детворы поучиться: они у нас нынче хоть и «продвинутые» всячески, но все же по-прежнему умеют радоваться, всегда находить себе занятие, настаивать на своем. И, если это так, то учителю нельзя отстать, обязательно надо вести урок в диалоге, суметь не навязывать своего мировоззрения, а быть «социально-включенным». Словом, нашим учителям предстоит в рамках нового предмета проявить себя не просто ментором, а менеджером, способным «вкусно» подать «сложное блюдо» - такое, как ОРКСЭ...

Милое дитя, просто поверь в себя!
А потом мастер-класс по теме «Добро и зло» (это шестой урок в модуле «Светская этика») дала Лариса Сляднева, учитель русского языка и литературы школы № 1. Она обращалась к собравшимся как к хорошим ученикам. Поначалу взрослую аудиторию те так-то просто было «раскачать», но все же притча об одинокой букашке не оставила никого равнодушным, и учителю, на мой взгляд, удался этот старый как мир педагогический прием — вызвать на дискуссию. Собственно, на школьном уроке так и случается, а детвора нам только кажется не доросшей до глубоких философских выводов...
Спор о том, сделала ли букашка доброе или злое дело, освободив сад от тли, привел в конечном итоге к осмыслению сути Добра и Зла. А учитель только направлял и вел к главному выводу: Добро всегда бескорыстно, надо только верить. И прежде всего — в себя. И хотя букашка, когда ее похвалило и заметило Солнышко, от удовольствия покраснела (став потом Божьей Коровкой), аудитория (класс) должна была прийти к мысли, что в мире есть великая Двойственность — ни Добро, ни Зло не могут друга без друга, а Бог, создавая мир, хотел поделиться с нами Своей радостью Творца...

 

Притча про божью коровку — тема урока по курсу ОРКСЭ

Самый популярный модуль. Он же — самый сложный
Модуль «Основы мировых религиозных культур» Анна Мутыгулина, учитель начальных классов гимназии № 24, назвала одним из самых сложных. Учитель-тьютор давала на «круглом столе» мастер-класс на тему «Хранители предания в религиях мира».
А начала урок она с того, что поделилась с аудиторией своими творческими муками: Анна Алексеевна призналась, что при таком обилии материала по данному курсу, ей приходилось только для одного урока искать «подачу» порой до глубокой ночи. Поскольку именно «Основы мировых религиозных культур» особо приветствуются многими родителями, надо стараться быть на высоте!
И ее рассказ-презентация по «Хранителям...» был действительно интересен коллегам: при простом методическом подходе, когда буквально «расшифровывается» каждое слово заявленной темы, учителю удалось достичь цели урока — рассказать детям, кто такой имам, лама, раввин,
иерей... А в конце дети еще и практическое задание получили: по каждому столбцу образовавшейся в ходе урока таблицы составить по четыре предложения. Так учитель добился еще и ненавязчивого повторения уже изученных ранее тем...

Новый курс новой школы
Помните, сколько споров было, когда ОРКСЭ вводился как пилотный проект? Не думаю, что с началом нового учебного года общественность на ура воспримет модули курса. Еще будут споры по содержанию и методике преподавания каждого из модулей. Правда, мне представляется, что широкая общественная дискуссия все же поутихнет и уйдет в рамки профессионального — педагогического — диалога. Тем более что основной консенсус достигнут: все, кажется, согласны: школьники России должны воспитываться как граждане и патриоты нашего Отечества. Только такая практика востребована обществом, принимается родителями. Потому что она имеет социальную значимость, потому что она дает убедительные воспитательные результаты. А главнее всего то, что мы хотим получить «на выходе»: гражданское согласие, равноправие и сотрудничество всех народов — независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Эти общие фразы могли бы быть очередным пустозвонством, если бы у нас в городе не было таких одухотворенных, ищущих, неравнодушных учителей. Я видела, как они с неподдельным интересом слушали коллег на мастер-классах, как участвовали в дискуссиях, как горели их глаза. Я слышала, как собравшиеся за «круглым столом» откликались на самые спорные темы...
Им еще предстоит учиться, работая: в сентябре-октябре для двух групп пройдут занятия по целому ряду тем. Есть и хорошая новость: Ольга Пикалова сообщила, что на кафедре воспитательной работы, дополнительного образования и технологии СКИРО, ПК и ПРО уже имеется огромный объем методического и демонстрационного материала, и весь он — в распоряжении педагогов...


Фото Юрия РУБИНСКОГО.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление