Профориентация: чтобы не стать страной-«гайковертом»
Лия Карапетян
В минувший вторник в Региональном многопрофильном колледже г. Ставрополя (РМК) прошел «круглый стол» на тему «Профориентация школьников: опыт и перспективы развития». Организатор мероприятия — управление образования администрации г. Ставрополя — пригласил к разговору на одну из самых сложных проблем общества не только педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений — в дискуссии приняли участие представители власти — первый заместитель министра образования Ставропольского края Василий Лямин, заместитель главы администрации города Ольга Рецева, руководитель Ставропольской городской службы занятости Александр Ерин, ученые и практики.
Их руки и ум нужны городу
Место встречи выбрали не случайно: РМК - один из 100 лучших образовательных учреждений среднего профессионального образования России; по итогам 2010 года ГОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополя вошел в число лучших образовательных учреждений России. Еще в 2008 году колледж получил статус краевой опытно-экспериментальной площадки по теме «Компетентностный подход в методической работе колледжа как условие повышения качества профессионального образования».
Открыли заседание учащиеся коллежда веселой презентацией собственного учебного заведения. Иван, будущий токарь, с гордостью назвал свою профессию самой русской, Алена станет бухгалтером, потому что очень любит математику, Саша учится пока на втором курсе и будет «повелителем огня и металла» - сварщиком, а второкурсник Димка — электриком. Чувствовалось, что ребята очень гордятся своим колледжем и будущими профессиями. Они уверены, что их знания и руки пригодятся родному городу.
Куда девать выпускников вузов?
А вот взрослые, глядя на рынок труда Ставрополя, края, региона, в своих оценках будущего выглядели, скорее, пессимистами. К примеру, в выступлении первого заместителя министра образования Ставропольского края В. Лямина прозвучала озабоченность состоянием профессионального образования: она, по мнению
замминистра, вызвана дисбалансом в уровне подготовки и потребности кадров для экономики. Отсюда вытекают и задачи: повышение качества и доступности начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом новый Закон РФ «Об образовании», обсуждение которого только что закончилось, декларирует новый подход: система начального профессионального образования перестанет существовать, будет только среднее профобразование (профессиональный лицей и техникум).
Конечно, В. Лямин охарактеризовал и состояние профессионального образования в нашем городе, где действует 47 учреждений профобразования. На этом фоне по меньшей мере удивительными выглядят цифры: в Ставропольском крае 80 процентов выпускников вузов, а в Ставрополе — 85. Стоит считать это лишь перекосом или это — действительно кадры, не востребованные в экономике? Да и наши школы по-прежнему выдают такой «вид на будущее»: к примеру, только в 2010 году из 2176 выпускников 11-х классов в вузы Ставропольского края поступило более 1400 человек, в вузы других субъектов РФ — 414, а в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования — только 106.
Присмотреться к службе занятости
Участники «круглого стола» заслушали пять сообщений в рамках заявленной темы. К примеру, из уст руководителя Ставропольской городской службы занятости А. Ерина прозвучала информация, которая может заинтересовать не только руководителей школ, но и родителей: если ваш ребенок решил получить среднее специальное или начальное профессиональное образование, то надобно знать: по окончании такого учебного заведения его выпускник может участвовать в программе по организации временного трудоустройства — для лиц, впервые ищущих работу. Дополнительно к заработной плате, выплачиваемой работодателем, служба занятости (по договору с работодателем) выплачивает материальную поддержку: в 2011 году это 1700 рублей. К тому же, сообщил А. Ерин, родителям поступивших в начальные, средние или высшие профессиональные учебные заведения стоит узнавать в службе занятости о возможности прохождения стажировки. Ее продолжительность — от одного до шести месяцев, и она может быть организована на предприятиях нашего города, а заработная плата выплачивается за счет бюджетных средств — в размере 4330 рублей, и сведения о занятости заносятся в трудовую книжку.
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», – говорил когда-то Уинстон Черчилль. Сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии».
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию 2010 г.
«Воскресить» профориентацию
На совещании было отмечено, что в школах города, конечно, ведется профориентационная работа, причем не только со старшеклассниками: в 1 - 4 классах проводятся классные часы, встречи с родителями — представителями различных профессий, экскурсии. Но все же не во всех школах к профориентации подходят системно — так, чтобы сформировать устойчивый интерес ребят к тем профессиям, которые сегодня наиболее востребованы на рынке труда нашего города. «Слабое звено», конечно, нормативно-правовая база, несформированность единых требований для школ, отсутствие оценки результатов проф-ориентации.
На совещании прозвучали главные задачи: городским школам предстоит «воскресить» систему управления профориентацией, научиться взаимодействию школ, колледжей, училищ, упрочить связь между системой образования и рынком труда. На этом пути немало подводных камней, но иной дороги у нас нет, если мы не хотим в скором будущем превратиться в страну-«гайковерт».