Прогулка по улицам, оставшимся в прошлом
Ольга МетёлкинаСоздатели выставки, приуроченной к празднованию 232-летия Ставрополя, для обозначения темы выбрали весьма удачное сочетание формы и содержания. «Обязательная» в определенном смысле экспозиция, созданная при поддержке управления культуры администрации города, сделана со знанием дела и нескрываемой любовью как к самим музейным предметам, так и к своему городу в целом.
От одного Дня города к другому Ставрополь необратимо меняет свой облик. Исчезают с его улиц старинные купеческие дома с характерными чугунными надкрылечниками. На их месте вырастают современные многоэтажки. Поэтому даже самые незначительные, на чей-то взгляд, детали прошлого сегодня обретают для нас историческую ценность. Например, черепица или кирпич с клеймами местных предприятий-изготовителей, простые дверные ручки «дореволюционного фасона». Глядя на них, понимаешь, что мы все-таки отличаемся от своих предков, живших в Ставрополе сто-двести лет назад. Удивительно, какими сакральными ритуалами они окружали простые бытовые события. Такие, к слову, как строительство зданий. На выставке показан так называемый «закладной камень», который был обнаружен во время сноса старинного дома на проспекте Карла Маркса. Хозяин был уверен, что сосуды с вином и зерном, а также монеты, спрятанные в фундаменте, на долгие годы станут залогом благополучия его рода...
Увидеть Ставрополь таким, каким он был полвека и даже век назад, мы можем благодаря работам местных художников. Зарисовки Василия Ивановича Смирнова, чье имя ассоциируется с именем его ученика Коста Хетагурова, помогают сегодняшним ставропольцам взглянуть на наш город конца XIX века, об облике которого мы имеем представление лишь по сохранившимся открыткам.
Часто работы художников прошлых лет за неимением фотографий с документальной точностью фиксировали архитектурные объекты города. Безусловно, бесценна коллекция рисунков Владимира Кленова периода освобождения Ставрополя от фашистской оккупации. Фотодокументов января 1943 года не сохранилось, поэтому только работы художника могут свидетельствовать о событиях того времени. Живопись В. Кленова довоенных и послевоенных лет тоже по-своему уникальна, названия картин говорят сами за себя: улица Шоссейная, Еврейский переулок, Старый Форштадт...
Пейзажи Ставрополя и его окрестностей составляют большой раздел выставки. Город вдохновлял на создание полотен П. Гречишкина, М. Савицкого, А. Колосовского, В. Грибачева, музейного художника Л. Бюлля и большинство живших и живущих здесь мастеров. В экспозиции представлены также графические работы студентов Ставропольского художественного училища. Известный ставропольский краевед Герман Беликов предложил им по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям старожилов изобразить утраченные городские храмы, составлявшие, по его определению, «храмовое ожерелье Ставрополя».
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.